21 сентября. Понедельник. Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Престольный праздник храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги
Накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги Торжественное Всенощное бдение с литией возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма иерея Димитрия Новикова и диаконов Димитрия Маркова и Вадима Роговцева.
На полиелее в центре храма перед чтимой иконой Рождества Богородицы духовенство пропело величание празднику:
«Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим святых Твоих родителей, / и всеславное славим / рождество Твое»
В сам день престольного праздника в храме по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Димитрий Новиков. Позднюю Божественную литургию возглавил секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин) в сослужении настоятеля храма протоиерея Алексея Пелевина и диаконов Димитрия Маркова и Вадима Роговцева.
По окончании Божественной литургии по случаю престольного праздника храма был совершен Крестный ход с чтением Евангелия, который завершился праздничным молебном. После чего духовенство и верующие вознесли молитву Царице Небесной и пропели Уставные многолетия.
Затем игумен Мефодий (Пронькин) поздравил всех верующих с престольным праздником, с 330-летним юбилеем храма и 10-летием возрождения богослужебной жизни и произнес проповедь о значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы как дня начала нашего спасения.
Прикладываясь ко Кресту, все верующие получили благословение и сладкие подарки. Затем в трапезной храма для всех прихожан и гостей состоялось праздничное чаепитие.
Также праздничные богослужения в этот день прошли в храме в честь святителя Николая Чудотворца в д. Чижовка.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея.(Кондак, глас 4-й).
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1277-21-sentyabrya-ponedelnik-sedmitsa-17-ya-po-pyatidesyatnitse#sigProGalleria46d241b675