Prev Next

12 сентября, суббота. Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского

 

«Сила государя – в верности Богу» (Святитель Московский Филарет)  

 

 

Сегодня Святая Церковь молитвенно почитает перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (в схиме Алексия) в 1724 году и обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского в 1652 году.

Накануне субботнего дня в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги настоятель протоиерей Алексей Пелевин возглавил Всенощное бдение. На полиелее духовенство пропело величания:

 

«Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

 

«Величаем тя, благоверный княже Александре, и чтим святое успение твое, и ныне молиши за нас Христа, Бога нашего».

 

В сам день памяти великих благоверных князей Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине. По окончании Божественной литургии был совершен праздничный молебен.

В завершении богослужения протоиерей поздравил всех молящихся с праздником и произнес проповедь. «Победоносный воин и тихий миротворец, вождь Русской земли и правитель захолустного удела – какими разными кажутся эти два светоча, память которых мы празднуем в один день. По крови отец и сын, благоверные князья Александр и Даниил имели несхожие судьбы, и различно отзывалось эхо их деяний. Когда скончался Невский герой, рыдала вся осиротевшая Русь, а потом – в сиянии чудес и в боевых кличах русского воинств – гремело его имя над Куликовым полем. Когда почил смиренный хранитель Москвы благоверный князь Даниил Московский, его могила вскоре заросла травой, разрушился основанный им монастырь, и лишь таинственными явлениями напомнил он о себе неблагодарным потомкам.

Но вместе благоверные Александр и Даниил предстоят у Престола Всевышнего в молитве за родной народ, а в истории оба они предстают величайшими благодетелями православной Руси. Что общего видим мы в житиях святых Александра и Даниила? Это были князья-молитвенники, высокие в личных добродетелях, милосердные к обездоленным, горевшие любовью к Всевышнему и народу Божию. Поэтому Господь благословил их служение земному отечеству, даровал им истинную государственную мудрость, прославил их устами Церкви и возвеличил в Небесном Царстве…Ныне, чествуя память святых князей Александра и Даниила, будем же веровать и надеяться, что еще не оскудела Земля Русская духовным величием, что способен еще народ наш рождать богомудрых подвижников, что наступит еще пора покаяния и возрождения народного», - сказал настоятель в своем слове.

 

 

 

 

 

 

 

«В страшные для Руси времена подвизались благоверные князья Александр и Даниил. Двести лет длился на Русской земле каинов грех братоубийства: друг против друга ковали крамолу князья-родственники, и в их междоусобицах сражались, убивали друг друга родные по духу и крови русские православные люди. Так густо было демонское марево властолюбий и честолюбий, что порой даже святые благоверные правители оказывались в противоборствующих станах, бились друг с другом насмерть. И переполнилась чаша долготерпения Божия: на многогрешную Русь обрушилась мощь Орды, хан Бату (Батый) с несметными полчищами опустошил Русскую землю, а на уцелевшие остатки народа легла тяжесть иноземного гнета. По летописным сказаниям: Рассеялись князья наши по чуждым племенам или мученически кончали жизнь в плену ордынском. Бесчадствовали матери российские, рыдая о своих чадах, как некогда Рахиль, не хотевшая утешиться, «яко не суть», родня и жены княжеские склоняли выи свои игу работному в плену, с водоносами обходя источники, как рабыни, облеченные в разодранные рубища вместо багряных одежд; девы, обрученные Небесному Жениху, терпели поругание; мужи разлучались с женами и чада с родителями, священников закалывали при жертвенниках, где они приносили Бескровную Жертву, и кровью их обагрялся помост церковный, вся Земля Российская дымилась, ибо варвары проливали кровь как воду, как снопы в день жатвы повержены были телеса избиенных; для многих не было погребающих: одни лишь хищные птицы и звери витали над ними, повсюду слышались стоны и плач на распутьях, доколе ужасом не онемела вся Земля Русская в безмолвном ожидании, когда минует кара Божия! Все это было за грехи наши, за крамолы и убийства, ибо державные наши неправедно состязались друг с другом ради отеческого наследия, брат наводил на брата полки иноплеменных, и от избытка беззаконий умножились казни, каких ранее не видело и не слыхало отечество наше!

Самым страшным для православной Руси были даже не ужасы Батыева нашествия н не истребление городов и селений, не раздор и разруха, не порабощение и не тяжесть ордынской дани. Самым страшным было то, что и столь жестокий урок гнева Господня не вразумил многих русских правителей: и под суровой властью Орды князья продолжали братоубийственную грызню за свою жалкую власть и честь. Одним их первых, кто начал прозревать смысл уроков Промысла Божия в судьбах России, явился святой благоверный князь Александр Невский, которого жизнеописатель называет чистым цветом болезненной Земли Русской, возросшим в умилостивление прогневанного Господа и в утешение остатку людей на земле родной.

В Боголюбивую чистую душу свою принял святой Александр страдание родного народа. Высоким, очищенным и окрыленным молитвою разумом благоверный князь понял, что необходимо беречь на опустошенной Руси, чтобы родина не погибла вконец. А беречь нужно было не честь и славу, не остатки «животов» и имуществ, даже не остатки свободы в северорусских областях, куда не дошел Батый, – хранить надобно было пуще зеницы ока душу русского народа – святую веру православную. Так Сам Господь наш Иисус Христос учил не бояться убивающих тело, но страшиться тех, кто душу может ввергнуть в геенну. Ордынцы убивали, жгли, грабили, давили поборами, но не так страшен был этот враг, как хищный Запад, шедший на Русскую землю не только порабощать, но и «обращать» народ в кривую латинскую ересь. Потому благоверный князь Александр стал стражем западных границ Руси, грозою разномастных папских «крестоносцев» – и в битвах с ними стяжал имя Невского героя.

Святой князь Александр был не языческим героем, чья слава лишь в силе мышц и размахе меча, – он был христианским правителем, печальником о народных судьбах, наделенным от Господа государственной мудростью. Он понимал, что раздробленная и разобщенная Русь не может устоять против Ордынской империи, – значит, на Востоке следовало искать мирных способов уберечь русскую душу – Русскую Церковь от насилия. Дым мирской славы не заразил гордыней душу святого Александра: он служил родине как купленный раб, не думая о суетной чести. Западный форпост Руси – Новгород отстаивал благоверный князь Александр от латинских нашествий, а потом неблагодарная новгородская вольница изгоняла своего спасителя, но когда вновь возникала угроза с Запада, снова спешил незлобивый герой-христианин на зов этих неблагодарных и снова спасал их от врага. За народ Невский герой готов был положить не только честь, но и голову свою. Так по первому зову хана Бату ехал он в ордынские пределы, зная, что до него там уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился принять такую же смерть, ибо верный Христов не может поклониться идолам, а не ехать ему было нельзя, так как непослушание хану грозило новым нашествием Орды на Русскую землю.

В Золотой Орде святому Александру не довелось пострадать за веру. Бату, любопытствуя взглянуть на знаменитого русского воина, допустил его в свой шатер без языческих «формальностей». И Невский герой встал на колени перед ордынским властелином со словами: Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; твари же не поклонюсь, поелику вся она создана человека ради; Богу Единому поклоняюся, Которому служу.Смиренно Невский герой склонился перед ханом, видя в земной власти его власть от Господа. То была и вассальная присяга на верность: благоверный Александр признал, что золотоордынских правителей почтил Господь Бог царством, в том числе и царством над Русью.

Святого князя Александра можно назвать великим политиком и великим дипломатом. Эта политика и эта дипломатия основывались на христианском смирении, христианской мудрости и на любви христианской. Привлеченный светом души русского князя, его побратимом стал сын и наследник Бату хан Сартак. Четырежды, при трех разных правителях, ходил святой Александр в Золотую Орду. Русскому князю удалось добиться того, что ханы перестали смотреть на Русь как на объект насилия и грабежа, а признали ее частью своей империи – Русским улусом. Более того, Русь продолжала управляться по русским законам, русские войска могли не участвовать в завоевательных ордынских походах. Таким образом, говоря современным языком, Русь становилась уже не колонией, а доминионом под протекторатом Орды. Но самое главное было в том, что обеспечивалось неприкосновенность Православной Церкви, храмов, монастырей, духовенства: по ханскому ярлыку (указу) за оскорбление русской веры и русских святынь воинов-ордынцев ждала смертная казнь. (Этот указ впоследствии подтверждали все ханы Золотой Орды вплоть до самозванца Мамая. В самой Орде была основана православная Сарайская епархия. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Xристову, подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингис-хана преподобный царевич Петр Ордынский. Следствием христианской дипломатии благоверного Александра стало то, что отношения Орды и Руси все больше приобретали черты союза. Набеги ордынцев на Русскую землю случались и позже, но вызваны они были или мятежами русских, или же, гораздо чаще, сами русские удельные князья-властолюбцы вербовали ордынские войска для борьбы со своими противниками, наводя иноплеменных на свою многострадальную родину. От всего «татаро-монгольского ига» оставалась только выплата дани, но ханский выход платили и сами ордынцы, причем даже в больших размерах, нежели русские: налог был общеимперский. Оставалось еще право ханов утверждать кандидатуры верховных правителей Руси, великих князей. Но и этот закон впоследствии стал благотворен для Русской земли: правители Орды способствовали прекращению междоусобиц в Русском улусе и единению Руси под властью великих князей Московских.

Так деяниями богомудрого святого князя Александра зло обратилось во благо. Ордынско-русский союз распался только когда в самой Орде начались смуты, а Русь к тому времени была уже сильным единым государством.)

Признав верховенство Золотой Орды властью от Бога, благоверный князь Александр могучей рукой гнул свою родину под эту попущенную от Господа власть. Восстания против Орды в ту пору были безумием, могли привести Русь к тягчайшим бедствиям, к окончательному разгрому. Понимая это, богомудрый правитель подавлял такие мятежи жесточайшими мерами. Святой Александр был милосерд и незлобив, не помнил личных обид и никогда не мстил за них, но зачинщикам антиордынских мятежей, безумным «ура-патриотам», лидерам преждевременного национального-освободительного движения по повелению благоверного князя вынимали очи: выкалывали глаза. Собственного сына Василия, замешанного в новгородском мятеже, святой Александр отправил в ссылку. Многие из недальновидных свободолюбцев (среди которых уже были западники, с надеждой на помощь против Орды обращавшиеся к Римскому папе, иноверным монархам: мол, «Европа нам поможет») злобились на «непатриотичную» политику благоверного Александра, называли его «татарским угодником». Но нет! Никому не угождал на земле святой князь Александр – и в делах государственных, как и во всем своем житии, был он угодником Божиим. И когда, надорванный нечеловеческими тяготами своего служения, скончался он на возвратном пути из Орды на родину, – содрогнулась от плача вся Русь, включая его хулителей. Народ почувствовал себя сиротой, лишившимся защитника. Скорбным эхом от края до края несчастной страны разнеслись слова Предстоятеля Церкви святителя Кирилла: Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской! И во гробе просиял великий князь знамением святости: точно живой, протянул руку и сам взял у святителя разрешительную грамоту.

Сан или честь христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия, – говорит святитель Тихон Задонский. Телесной мощью, красотой и здоровьем был наделен святой князь Александр, но в несении ига христианского правителя, в постоянном напряжении ума, воли, нервов, сил нравственных и физических надорвался и еще молодым ушел в лучший мир, став жертвой умилостивления за Русь перед Престолом Всевышнего.

Беззащитным сиротой остался в этом мире младший сын, «последышек» благоверного Александра – Даниил. Старшие братья и родственники, насмехаясь над князем-младенцем, выделили ему в удел ничтожную Москву, в то время больше походившую на деревушку, чем на город. Столь незавиден был этот удел, что никто из сильных и властных соседей не посягнул на достояние малолетнего правителя.

Князь Даниил возрастал не только телом, но и духом, воспитываясь в благочестии, укрепляясь в молитве. Для благоверного Александра на этом последнем ребенке сбылось реченное: Праведное семя его возлюбил Бог, благоволил ему царствовать в роды и роды. Даниил был святой сын святого отца. Некогда, с малою дружиной ополчаясь на могучее войско шведских «крестоносцев», благоверный Александр вымолвил: Не в силе Бог, а в правде. Тою же истиною ознаменованы деяния благоверного князя Даниила, под кроткой рукой которого началось стремительное возвышение малой Москвы.

Как все правители того воинственного века, святой Даниил владел ратным искусством. Однако боголюбивой и человеколюбивой душе Московского князя война была омерзительна, в особенности же брань между братьями, междоусобицы, ведущие к пролитию родной русской крови. Благоверный Даниил не хотел для себя славы воина, не видел для себя унижения в мольбе о прекращении братоубийства – и всюду, где мог, выступал миротворцем:  ему удавалось остановить готовые сразиться дружины «мирной дипломатией». По слову жизнеописателя, он берег свою совесть и старался гасить ссоры любовью. Мысль о мести была чужда кроткой душе благоверного правителя Москвы. Победив и пленив Рязанского князя Константина, покушавшегося на его владения, святой Даниил чествовал пленного  родственника как друга и брата, устроил для него пир и отпустил на свободу – без выкупа, без захвата его земель (на что, по тогдашним понятиям, победитель имел «право силы»).

А воином и полководцем святой Даниил был не худшим, может быть даже лучшим, чем другие. Дотоле Русь была так запугана Батыевым нашествием, что подчас при появлении всего нескольких ордынских воинов бежали целые русские дружины. И вдруг кроткий правитель Москвы наголову разбил «вспомогательное» ордынское войско, которое князья-раздорники привели на собственную родину. Эта тихая победа Руси над могущественнейшей Ордой предзнаменовала и прославленное торжество Куликовской битвы, и освобождение Русской земли.

Но воинский свой талант благоверный Даниил не желал использовать для захвата чужих уделов. Он служил Богу и людям там, где поставил его Господь: мудро и милосердно правил Москвой, благодетельствуя ее жителям. Не завоеваниями, а дарами Всевышнего расширялась и крепла его область – тем, что народ отовсюду тянулся под добрую руку Московского князя; нежданным наследством, по которому к захолустной Москве присоединился сильный и богатый Переяславль. Святого Даниила прозвали Богоснабдимым – не его усилиями, а по воле Бога Всещедрого становилось Московское княжество одним из крупнейших на Руси.

Нежданно для себя возглавив столь знатный удел, богоснабдимый князь не перенес столицу в знаменитый Переяславль, а остался верен скромной Москве, с которой уже сроднился. Здесь была утеха благочестивого правителя: созданные им храм и монастырь во имя Небесного покровителя его преподобного Даниила Столпника. Незадолго до кончины благоверный князь Даниил принял великую схиму и по смирению завещал похоронить себя не в храме, как обычно погребали князей, а на монастырском кладбище.

Тихие деяния святого Даниила Московского, князя миротворца, подобно лекарственному пластырю, легли на застарелую рану Руси, врачуя грех братоубийственных междоусобиц. С него началось умиротворение Русской земли. Богоснабдимым благоверный Даниил остался и в своих потомках: им выпали труд и слава создателей единой Руси – великих государей Московских.

Тихое имя святого Даниила уже через несколько поколений забылось среди бурных событий русской истории, но по воле Всевышнего сам смиренный князь-небожитель напомнил о себе. Явившись в видении одному из приближенных Великого князя Иоанна III близ места своего погребения, святой хранитель Москвы сказал: Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский. Скажи от меня Великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог. Затем у гроба святого Даниила начались чудеса: негромкие чудеса исцелений, благодеяний людям от кроткого угодника Господня.

Истинным продолжателем деяний святых правителей Руси явился благоверный князь Иоанн Калита – чистый цвет от чистого корня, сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. В новые времена благоверного Иоанна оклеветали большевистские лжеисторики: будто бы прозвание его Калита (Кошель) происходило от жадности князя. Но нет! Не для того постоянно носил с собой великий князь Иоанн I кошель-калиту, чтобы копить, а для того, чтобы раздавать нищим, бедным, калекам. Подобно святому Даниилу, его достойный сын был богоснобдимым: дружба с Ордой дала покой Русской земле, Русь богатела, и потому наполнялась казна великого князя. Но богатство свое благоверный Иоанн Калита использован не на суетные пиры, а на дела милосердия, на храмоздательство, на то, чтобы купить мир и единство всей Русской земле. Подобно святому Даниилу, он был миротворцем, подобно святому герою Невскому богомудрым политиком и дипломатом. Еще яснее, чем великие его предшественники, Иоанн понимал нужду Русской земли в единстве – и осознал, что не кончатся гибельные междоусобицы, пока не обретет вся Русь единой самодержавной власти. Всеми способами – родственными союзами, покупкой земель, а при необходимости и принуждением – расширял благоверный Иоанн пределы Московского княжества и стал первым государем, власть которого объединила раздробленное отечество. Древнерусские источники свидетельствуют о почитании великого князя Иоанна Калиты как святого: впоследствии среди исторических потрясений общецерковное почитание его было утрачено, не восстановлено оно и поныне.

После победы на Куликовом поле тело святого великого князя Александра Невского было обретено нетленным, и с честию положили его в раке поверх земли в храме Богоматери… в назидание и утешение всей спасенной им некогда Земли Русской. В 1652 году, 30 августа, были обретены нетленные мощи святого Даниила, и сын благоверного Александра, начавший собою знаменитую отрасль Дома Московского, князь Даниил в одежде схимнической нетленно почивает под сенью созданной им обители в утверждение первопрестольной столицы. В 1724 году тем же августовским днем по повелению императора Петра I честные мощи благоверного Александра были перенесены в Александро-Невскую лавру новой столицы – Санкт-Петербурга. Перед усыпальницей Невского героя стали совершаться молебны о победах и процветании Российской Империи.

Благо царю и народу, царству и дому, родоначальнику и роду, которые благонадежную будущность упрочивают себе Богом и благочестием, – говорит святитель Московский Филарет, и он же предупреждает: – И самые величайшие умы, увлекаемые страстями, чаще бывают врагами народов, нежели благодетелями.

Увы! Далеко не все правители Руси бескорыстно и смиренно несли свою власть как иго Христово во славу Божию. Никакая государственная мудрость правителя не принесет блага его стране, если душа его отравлена грехом. Земной политический талант ничтожен, если не освящен благочестием, не имеет Божия благословения. Гениальными политиками и дипломатами были царь-святоубийца Борис Годунов и соучастник его преступления царь Василий Шуйский, но до чего довело Россию их правление? До ужасов Великой смуты. А восстанавливаться Русская земля начала под рукою юного и неопытного, но благочестивого царя Михаила Романова.

Боговдохновенным разумом прозревая, откуда исходит главная угроза его отечеству, благоверный князь Александр призывал: Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке. Этот завет Невского героя был забыт Российскими монархами. Не впрок пошли уроки польско-шведской интервенции, а позднее – нашествие Наполеона с двунадесятью языками. Со времен Петра I имперская политика была ориентирована на Запад. (С латинянами и протестантами даже заключались «священные» союзы: полное непонимание того, что исказители веры Христовой могут оказаться худшими врагами православной России, чем любые язычники.)

Император Петр I привнес в отечество не только и не столько западную науку, сколько западные соблазны. С Запада была позаимствована придворная «легкость нравов», которая в православных терминах определяется просто – смертные грехи прелюбодеяния и блуда. Последовательница Петра I императрица Екатерина II прогремела на всю Европу позорной «славой вавилонской блудницы». Приходится слышать суждения духовных слепцов: мол, нам нет дела до личной жизни правителя, лишь бы разбирался в политике и экономике. Нет! Грехи «верхов» страшнее любых иных разлагают общество и навлекают на народ кару Божию. Не так удобно ткань принимает в себя невыводимую краску, не так быстро разливается в воздухе какое-нибудь вредное испарение, производящее заразу и называемое заразой, как подчиненные в скорейшем времени принимают в себя пороки начальника, и даже пороки гораздо легче, нежели противное пороку – добродетель, – говорит святитель Григорий Богослов.

Пуще чести и свободы, как зеницу ока берег святой благоверный князь Александр Невский родную Церковь, душу народа русского. А Петр I начал своими руками разрушать народную веру: обезглавил Русскую Церковь упразднением Патриаршества, положил начало унижению духовенства и грабежу церковных имуществ. Придавленная имперским гнетом, Матерь-Церковь не могла должным образом защитить народ от чуждых влияний, а с Запада веяли тлетворные ветры иноверия, «вольнодумства-вольтерьянства», прямого безбожия. Российская Империя приобретала все новые владения, казалась могущественной, но все более походила на колосс на глиняных ногах, внешне великолепный, но пораженный внутренней смертоносной болезнью.

Благочестивым Российским самодержцам XIX века выпало исправлять то, что натворили их предшественники, но и им не удалось преодолеть зловещее наследство: остались и угнетенность Церкви, и развращенность «культурного» слоя общества (дворянства и «образованщины»), и западническая политика. А тем временем с Запада вслед за легкостью нравов и вольнодумством хлынула революционная зараза (жертвою которой пали два благоверных монарха-мученика – Александр II Освободитель и Николай II). С того же Запада была принесена чума марксизма, под сладкой сказкой о «социальной справедливости» таившая сатанинскую сущность – богоборчество. За накоплением греха последовала казнь Божия: крах Дома Романовых и ввержение народа под иго богоборцев-большевиков.

Большевистский режим был воистину страшен, ибо убивал не только тела (более 120 миллионов жизней уничтожено гражданской войной, террором, каторжными лагерями), но и души ввергал в геенну, лишив несколько поколений возможности познать спасительную Христову Истину (эти жертвы – неисчислимы).

Но намного ли просветлело будущее России сейчас, когда политики кликушествуют о «свободе и демократии»? Не страшнее ли всякого ордынского гнета нынешняя западная духовная оккупация? Не столько ли же жизней, сколько большевистский террор, уже унесли современные методы геноцида: развал экономики и истощение тружеников, невыплата заработанных денег, бездомность взрослых и беспризорность юных, братоубийственные локальные войны, разгул преступности, аборты, экологические бедствия, стремительное падение рождаемости и рост смертности? А сколько душ уносят в геенну потоки духовно-нравственной канализации, еретические миссии всевозможных лжехристианских и антихристианских «конфессий», культы наживы, разврата, бездуховного комфорта, насилия, грехов содомских и гоморрских? Попрано дело древних объединителей Русской земли: разобщены и превращены в «суверенные уделы» Московская, Киевская и Белая Русь, а силы зла стремятся разорвать связь и отдельных областей, сообществ, семейств – вплоть до превращения страны в хаос разобщенных единоличников, скатывающихся в пропасть.

Единственное благо нынешнего смутного времени – это то, что вновь открыты двери православных храмов, где люди могут приникнуть к животворящим родникам веры Христовой. Единственная надежда на спасение России – это то, что, невзирая на все соблазны и беды, народ сумеет опамятоваться, вспомнить заветы благочестивых предков и просиявших в Земле Российской великих угодников Божиих, вернутся в спасительное лоно Матери-Церкви. Только тогда, по молитвам обратившегося народа, пошлет России Всещедрый Бог благоверных правителей – и какой бы сан они не носили, царя или президента, премьер-министра или губернатора, внятны будут им слова архиепископа Херсонского Иннокентия: Не для себя текут великие реки, не для себя растут великие деревья, не для себя также должны жить и великие люди. Не одной земной мудростью должен быть богат истинный правитель – он должен быть богомудр, чтобы стать благодетелем родины и народа. Таковы были в древности святые князья Александр Невский и Даниил Московский, правившие во времена раздора и разрухи. Если Господь по молитвам верных вновь воздвигнет России подобных вождей – возродится Святая Русь в единстве, могуществе и процветании.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Только союзные с Царствием Божиим царства земные могут быть тверды и истинно благополучны, – говорил святитель Московский Филарет. И не от одних только власть имущих зависит благодатный союз с Небом. Многих при виде бедствий отечества охватывает уныние, мучает чувство собственного бессилия: мол, маленькие мы люди, ничего не можем поделать, «стену лбом не прошибешь». Но нельзя христианину унывать, и не бывает «маленьких людей» пред Вселюбящим Господом. Надо каждому смиренно подвизаться на тех местах, куда поставил нас Бог, нужно очищать свои души от греховной скверны, чтобы сильна стала наша молитва за бедствующую родину. Всемогущий Небесный Отец слышит прошения верных – и как тонкие струйки воды сливаются в могучие потоки, так молитвы благочестивых людей могут стать всесильными, омыть грехи земной отчизны, вынести на вершины власти благоверных правителей. И надобно еще помнить, что в величайшем нашем Отечестве – вечно счастливой Небесной Руси молятся за нас лучшие сыновья и дочери нашего народа: благоверные князья, премудрые святители, преподобные отцы, добропобедные мученики, подвижники благочестия».

 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский  Владимир (Иким)

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте