Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня - милее нет земли.
Меня здесь русским именем когда-то нарекли.
В рамках проводимых мероприятий, посвященных Году литературы, прихожане Никитского храма совершили паломническую поездку на родину Сергея Есенина.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
С. Есенин «Русь» (1914)
По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина
прихожане храма Рождества Богородицы /Никитского/ г. Калуги отправились в паломничество на родину великого русского поэта Сергея Есенина – Рязанскую землю.
12 июня рано утром паломники заняли свои места в автобусе. Провожая своих духовных чад в путь, о. Алексей пожелал провести паломничество в трудах и молитвах, получить духовное укрепление, ну и, конечно же, побывать в музее-усадьбе великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
В наше время, когда повсеместно восстанавливаются храмы и монастыри, облагораживаются святые места, возвращается в жизнь древняя традиция русского народа – паломничество по святым местам. Раньше паломничества совершались: из любви к Богу, из желания приобщиться святости места, для укрепления в каком-либо предстоящем серьезном деле, чтобы найти свой путь в жизни. Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного, но очень благодатного подвига.
Проходят тысячелетия, но вера в значение и важность паломничества сохраняется, ведь религиозное путешествие приносит путешественнику не просто удовольствие, но и духовное удовлетворение.
Первую остановку калужане сделали в Солотчинском Покровском женском монастыре, который расположен близ Рязани, в живописном месте при слиянии рек Солотчи и Оки и привлекает паломников необычной архитектурой и древней историей.
Он был основан рязанским князем Олегом, ставшим впоследствии иноком, и его женой в 1390 году. История знаменитого Солотчинского Рождества Богородицы монастыря и судьба его основателя великого князя Олега Рязанского удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли Русской. Князь Олег Иванович воспринял великокняжеский престол в 1350 г. Время его княжения было сложным и противоречивым. Жестокие набеги Орды сотрясали Рязанскую землю. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Встреча Рязанского князя с великим молитвенником земли русской игуменом Сергием Радонежским оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Ивановича. По преданию, князь Олег и его супруга в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи повстречали двух отшельников – Василия и Евфимия. Разговор со старцами глубоко запал в душу князя. В память об этой встрече в 1390 году великий князь Олег Иванович заложил на этом месте мужской монастырь и здесь же принял постриг. В новом монастыре князь строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь, став монахом, не оставляет княжеского сана, продолжает нести крест князя-воина. Олег Рязанский окружает обитель отеческой заботой и щедро наделяет ее землями. Он подолгу живет в монастыре, неся послушания. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Ныне она находится в Рязанском кремле. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь давал им исцеление. В XVII веке на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура воина. Народное сознание в течение нескольких веков связывало это изображение с именем Олега Рязанского.
Вообще, Олег — фигура неоднозначная и прямым логическим линиям не подвластная. Во внешней политике он вел себя довольно жестко и непримиримо, не мог прощать обид. И не известно, как бы все повернулось, если бы не Сергий Радонежский. Считается, что благодаря усилиям этого Святого удалось примирить непримиримого. Ну а результаты дел давних калужане смогли увидеть в этот прекрасный летний день... На протяжении столетий монастырь обустраивался трудами многих настоятелей, усердием боголюбивых благотворителей и благочестивых русских государей. Но после 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом. В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Все это рассказала, встретившая паломников, настоятельница монастыря игумения Анимаиса. Оказывается, мать Анимаиса сама родом с Калужской земли, и очень была рада увидеть своих земляков. Все вместе поклонились святыням обители. А на прощание мать игумения преподнесла в дар калужанам памятные подарки.
Далее путь паломников лежал в Рязань. В городе у стен древнего Рязанского Кремля группу из Калуги уже ждала экскурсовод Ирина. Она нетолько провела для гостей города обзорную экскурсию по Кремлю, но и рассказала об истории Рязани, о возникновении древнего Кремля и его святынях.
Город Рязань располагается на Русской равнине и входит в состав так называемого ближнего кольца крупных городов, расположенных в 150-200 км от Москвы. Граничит с Московской, Владимирской, Тамбовской, Пензенской, Тульской, Липецкой областями и республикой Мордовией. История Рязани начинается с черниговской колонии, основанная на финской земле. Рязанское княжество не имело сплошного славянского населения. В первой половине XII в. Рязань становится метрополию городов, расположенных вверх по Оке. Образуется Рязанское княжество. Вторая половина XII века для Рязани есть для неё время борьбы с владимирскими князьями, дроблением княжества и внутренними усобицами. Бедствия татарского нашествия оставили слишком глубокий след в памяти современников. Многие селения и города были совершенно стерты с лица земли. Белгород, Ижеславец, Борисов-Глебов после того уже не встречаются в истории Рязани. После разорения города Рязани от татар, его значение переходит на Переяславль Рязанский.
Но с приходом в 1350 году на великокняжеский престол Олега Иоанновича, Рязанское княжество возрождается с новой силой и укрепляется. По необходимости подчиняясь игу, Олег Иванович, по крайней мере, сумел внушить ханам уважение к себе настолько, что они дорожили его союзом. Не вступая в открытую борьбу с Золотою Ордою, князь мужественно защищал свою землю от татарских разбойников, и не раз наносил им чувствительное поражение. Он отбил наступательное движение Москвы, и поддержал на некоторое время колеблющуюся самостоятельность Рязанского княжества.
Олег недаром носил титул великого князя, потому что умел придать единство далеко разбросанным частям древнего Муромо-Рязанского княжества: умел держать в повиновении младших родичей. Весь период самостоятельного Рязанского княжества сосредоточился в одном Олеге; более они не помнят ни одного князя. С этим именем связана большая часть остатков старины, разбросанных по долине средней Оки, и большая часть народных преданий. На обширную строительную деятельность Олега указывают имена многих городов, которые являются в договорных грамотах с конца XIV в. и о которых до того времени не было слышно. Бесспорно, полустолетнее княжение Олега было самым славным и самым счастливым сравнительно с предыдущими и последующими княжениями, несмотря на тяжкие бедствия, которые нередко посещали Рязанский край при его жизни. Народ заплатил ему за это любовью и преданностью.
Дальнейшая история Рязани представляет только постепенный переход к окончательному соединению с Москвою; отклонения от этого пути были очень незначительны. Между преемниками Олега нет ни одного князя, над которым историк мог бы с участием остановить свое внимание. Их имена сливаются вместе и не оставляют после себя никаких цельных образов.
Главной достопримечательностью Рязани и ее жемчужиной, историческим и древнейшим ядром города является ансамбль Рязанского Кремля с Успенским собором. За свою историю Кремль неоднократно перестаивался и с течением времени здесь сложился целый комплекс замечательных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма XV-XIX веков. В 1968 году на базе ансамбля архитектурных памятников Рязанского кремля, фондовых коллекций и археологического памятника городища Старая Рязань был создан историко-архитектурный музей-заповедник. Музей имеет богатые коллекции — древнерусского искусства, археологическую, этнографическую: художественно-декоративное шитье, уникальные старорязанские клады домонгольского периода, народные костюмы, изделия традиционных промыслов.
В Успенском соборе Кремля шло вечернее богослужение с чтением акафиста иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец». В настоящее время икона мироточит. И калжане смогли не только соборно помолиться, но и приложиться к мироточивому образу Богоматери.
Вечером того же дня группа паломников прибыла в Свято Иоанно-Богословский мужской монастырь.
Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии. Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему.
Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества - Рязани (старой) - вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из "кошта" архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.
В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался.
Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.
Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не давали возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный почетный гражданин, московский купец Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н.В. Шумовым. В течении последующих лет облик обители совершенно изменился: на средства Д.И. Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами и новый трехэтажный братский корпус. Вне монастырской ограды были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря. В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года. Тогда и началось восстановление. По милости Божией собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского. Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская костница, а также здесь погребен почивший в 2006 году архимандрит Авель (Македонов).
В святой обители калужанам предоставили комнаты в комфортабельной гостинице, открытой специально для паломников.
Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. В 1874 году над источником была построена увенчанная пятью главами часовня. Вечером следующего дня дети и взрослые смогли окунуться в святом источнике и увезти домой частичку святыни. Но перед этим ранним утром все отправились на родину великого русского поэта Сергея Есенина.
В 2015 году Россия и весь мир отметят 120-летний юбилей со дня рождения одного из самых лиричных, глубоко национальных поэтов России Сергея Александровича Есенина.
Поэт родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области. В настоящее время здесь расположен Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, который является одним из крупнейших музейных комплексов страны. Уже многие годы тысячи людей приезжают в Константиново, чтобы проникнуться духом есенинской поэзии, поклониться памяти великого гения. Музей С.А. Есенина — это исторически сложившийся комплекс мемориальных строений, включающих в себя усадьбу родителей, церковь Казанской иконы Божией Матери, часовню в честь Святого Духа, Константиновскую земскую школу, усадьбу последней помещицы села Константинова Л.И. Кашиной, Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу в Клепиковском отделе музея. Несомненно, важнейшей составной частью музейного комплекса является неповторимая природа, которая заставила поэта «всю душу выплеснуть в слова».
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
На высоком берегу Оки расположилось село Константиново. Внизу — река, за которой простираются великолепные пойменные луга. Только побывав здесь, убеждаешься, как тесно связана поэзия С.А. Есенина с родным селом, ведь именно рязанские просторы и есть та самая «страна березового ситца», «есенинская Русь».
Сердцем музея является родительская усадьба Есениных, где была воссоздана атмосфера быта того времени, когда поэт приезжал в родной дом. Рядом с домом находится восстановленная к 100-летию со дня рождения поэта деревянная земская начальная школа, которую закончил Сергей с похвальным листом. Созданная там экспозиция рассказывает о роли земских школ в образовании и воспитании крестьянских детей. В мемориальном классе экспонируются грифельная дощечка, которой пользовался Сергей Есенин, фотографии его первых учителей, учебники. Украшением села является Казанская церковь — памятник архитектуры 18 века. В ней крестился «раб Божий, нареченный сын Сергий». Соседство на территории музея двух духовных центров – земской школы и храма Казанской иконы Божией Матери, подчеркивают значение нравственного воспитания в образовании крестьянских детей. В 1990 году по ходатайству прихожан села Константиново церковь Казанской иконы Божией Матери была выведена из состава музея-заповедника и возвращена Рязанской епархии. С этого момента храм снов стал действующим.
Приезжающие в Константиново обязательно посещают родной дом Сергея Есенина. В воспоминаниях сестры поэта их отчий дом, хотя и был крестьянским, но всегда выделялся среди других домов своими размерами. На старых фотографиях можно увидеть двухэтажный дом. Тот большой дом не сохранился до нашего времени. В 1910 году на его месте отец поэта построил дом меньших размеров. Именно этот дом ассоциируется с есенинским образом "золотой бревенчатой избы". На доме установлена мемориальная доска: «Здесь родился и жил великий русский поэт Сергей Александрович Есенин (1895-1925)». Экспозиция в доме максимально точно восстанавливает обстановку крестьянской избы того времени. Дом стоит посреди сада, в котором сохранилась изба-времянка, где семья поэта укрывалась после пожара, уничтожившего дом. Перед домом растет тополь, посаженный Сергеем Есениным в 1924 году.
Расставались с Константиново с грустью. А чтоб оставить у себя частичку памяти о великом русском поэте и о его Родине, в торговом центре музейного комплекса калужане приобрели сувениры.
Вечер того же дня паломники провели в Иоанно-Богословском монастыре. Ознакомились с обителью, посетили святой источник. Желающие могли прогуляться по живописным окрестностям монастыря. А после вечернего богослужения все вместе готовились к принятию Святых Христовых Таин.
Богослужения в обители начинаются рано. Поэтому детям разрешили немного подольше поспать, а взрослые в 6.00 пришли на молитву в Иоанно-Богословский собор монастыря. Полумрак храма…И лишь горящие лампады и свечи создавали неповторимый молитвенный настрой… Здесь на святой Рязанской земле в день памяти Калужской иконы Божией матери калужане сподобились причаститься святых Христовых Таин.
Покидая обитель, паломники из Калуги преподнесли в дар монастырю образ Пресвятой Богородицы «Калужская».
Ну а дальше путь лежал в Свято-Покровский Михайловский монастырь, история которого очень богата событиями. Со дня первоначального основания прошло больше пятисот лет. На протяжении всех этих лет обитель пережила свой расцвет, упадок и полное уничтожение. Но с Божьей помощью черногорский монастырь ныне восстановлен и продолжает свое существование на радость верующих.
Монастырь расположен в Рязанской области, недалеко от города Михайлова. Место, на котором стоит обитель, называется Черная гора. Название — это местность получила из-за того, что больше трехсот лет назад прихожане начали посещать эту возвышенность, чтобы отслужить панихиду по усопшим, оплакать своих родственников. Здесь же рядом с церковью находится и кладбище.Известно, что изначальное место постройки монастыря находится в другом месте, в четырнадцати километрах от Рязани на левом берегу реки Оки. Монастырь назывался Рязанский Пустынский Покровский девичий монастырь. Но прихожане называли монастырь Аграфенина пустынь в честь рязанской княгини Агриппины. По некоторым источникам она является и основательницей обители, и первой игуменьей. Официальная дата основания монастыря 1507 год. Во второй половине восемнадцатого века Екатерина II объявила секуляризацию монастырских земель. Это привело к упадку, некогда достигшего расцвета, монастыря. В начале девятнадцатого века из-за разрушений, причиненных весенними паводками, под угрозой стало само существование монастыря с его церковью и всеми хозяйственными помещениями. К сожалению, своими силами насельницы монастыря не смогли справиться
Сестры во главе с игуменьей написали письмо епископу Рязанскому и Зарайскому, Преосвященному Сергию, в котором рассказали о невзгодах монастыря. Ознакомившись с донесением, совместно с горожанами и при поддержке купцов было решено написать прошение о переносе обители на другое место, где стояла кладбищенская церковь города Михайлова. Михайловская городская Дума, в свою очередь, утвердила решение о постройке каменной церкви для проведения служб и монастыря на месте под названием Черная гора. Также в пользование Аграфенинского женского монастыря был отдан участок земли в тридцать девять десятин, это около сорока двух гектаров. Указ, присланный Рязанской духовной консисторией, был получен игуменью Евсевией 24 июля 1819 года. Сразу после получения приказа активно началось строительство. Горожане с особой честью и усердием помогали в постройке монастыря, а также переносили кельи на новое место. Для того чтобы вместить как можно больше прихожан, было решено построить новую церковь вместо старого кладбищенского храма Воскресения Христова. Высота новой колокольни достигала двадцать шесть метров. Общими стараниями монастырь разрастался прямо на глазах. Новый каменный храм, заложенный в двадцатом году девятнадцатого века, был двухэтажным. Он и послужил центром для нового монастыря. Через десять лет в честь Софии, Премудрости Божией, был освящен престол на первом этаже храма. В 1832 году во имя святого Иоанна Предтечи в правой части нижнего храма был освящен придел. А еще через четыре года в честь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и верхняя часть церкви. В 1848 году во имя святителя Николая чудотворца был освящен левый придел церкви. Строительство обители шло постоянно. Новые пристройки были воздвигнуты в 1866 году. Через тринадцать лет в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был освящен новый придел. Именно в нем впоследствии находилась чудотворная икона, исцеляющая страждущих, поклониться которой приходило очень много верующих.
Когда прошел целый век после переноса обители на новое место, в 1919 году Свято-Покровский девичий монастырь был закрыт, все имущество было разграблено. Несмотря на это, оставшиеся монахини продолжали проводить литургии и молиться в обители еще на протяжении нескольких лет. Но длилось это только до середины двадцатых годов. Вскоре храм окончательно пришел в упадок, перестал быть действующим и превратился в зернохранилище близлежащего колхоза, а одну из пристроек отвели под свинарник. Но в таком виде обитель просуществовала до середины пятидесятых годов. Ко второй половине двадцатого века черногорскую обитель полностью уничтожили, оставив пустырь. Здание каменной церкви удалось разрушить не сразу, только после второго взрыва стены порушились. Но стена алтаря с иконой Воскресшего Господа на Горном месте осталась стоять. Только еще один взрыв уничтожил эту часть центрального алтаря. Что стало с чудотворной иконой «Взыскание погибших» не известно и по сей день. Вся территория монастыря, превратившаяся в пустырь, заросла травой. Если бы Свято-Покровский Михайловский монастырь не подвергся уничтожению, то в 1999 году ему могло исполниться сто восемьдесят лет со дня его основания на Черной горе
По Божией милости эти события не послужили окончательным завершением жизни черногорской обители. Через восемьдесят лет забвения, жители Михайлова своими силами построили маленькую часовню на месте разрушенного храма и назвали ее в честь пропавшей иконы «Взыскание погибших». Через два года произошла закладка для восстановления надвратного храма в честь Иоанна Богослова. Ныне Покровская обитель общими стараниями продолжает разрастаться и преображаться. Заново отстроены все хозяйственные и жилые помещения, возрождается монастырский сад, построена библиотека. При монастыре действует воскресная школа. В храме регулярно совершаются все богослужения, а повседневная жизнь послушниц в труде и молитвах идет своим чередом. Познакомившись с монастырем, паломники заказали требы, поклонились образу Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» и отправились на родную Калужскую землю.
По дороге в наш славный город в Тульской области находиться Свято-Никольский женский Венев монастырь - один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших.
Побывать в этих краях и не посетить святыню просто невозможно! ...
По легенде, записанной в середине 19 в. монастырь был основан в тринадцатом веке на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь в 13 веке, принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г. останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь. Великий князь Рязанский Георгий отдал распоряжение в селении Красный город заложить церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона. Так икона свт. Николая, доставленная из г. Корсуни, пронесенная по Рязанской земле и освятившая её, обрела свою обитель.
Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года, обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь.
По преданию в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чёрный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер. Его келья-камера сохранилась при перестройке храма в нижней Успенской церкви великолепного двухэтажного Николо - Успенского храма, построенного в 1696-1701 гг. и сохранившегося до наших дней.
Монастырь владел огромными богатствами. При нем были конский и скотный заводы. Но в середине XVIII века положение его стало ухудшаться – по разным причинам. Но приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения, даже в советское время. Только осенью 1941 г., после оккупации Венева немецкими войсками, храм был закрыт, на два года, а в 1943 г. вновь открыт.
Из всего монастырского комплекса дошла только прекрасная Николо-Успенская церковь, единственный в тульском крае двухэтажный храм второй половины XVII века.
За многие века существования Венева монастыря на его кладбище, которое располагается вокруг храма, нашли упокоение более 500 монахов. И в близкий к нашему времени период многие известные и высоко духовные люди завещали похоронить себя в некрополе Венева монастыря. К их священным могилкам не зарастает тропа паломников, жаждущих поклониться их праху, воззвать о помощи и исцелении.
Снаружи рядом с алтарной апсидой, с северной ее стороны паломники увидели два деревянных, одинаковых по размеру надгробных креста, около которых прихожане часто зажигают свечи, служат молебны и возлагают цветы. Это могилы двух почитаемых в Тульской епархии старцев священника о. Афанасия Реутова, преставившегося в 1904 году, и схиархимандрита Христофора (Никольского), похороненного по его завещанию рядом с могилой о. Афанасия в 1996 году.
Старец схиархимандрит Христофор был известен множеству людей как мудрый советчик. Отец Христофор был наделен духовным знанием, глубоким, верным рассуждением и истинной премудростью. Поэтому к нему ездили тысячи людей отовсюду, не было дня, чтобы в его маленьком тульском домике не случалось посетителей, знавших о его даре прозорливости, людей, желавших получить наставление и помощь. Однако самым главным подвигом старца Христофора тульские православные люди чтят его деятельное участие в обретении высокого покровительства двух великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Евфросинии Колюпановской. Святая блаженная Евфросиния получила имя «Колюпановская» от названия с. Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии, где она завершила свой 120-летний жизненный путь, совершая подвиг юродства. Предполагают, что в миру она была княжной Вяземской и фрейлиной императрицы Екатерины II.
Старец Христофор вывел из забвения эти великие святыни – именно его стараниями произошло обретение мощей святого блаженного Иоанна Тульского и восстановление Колюпановской святыни.
Поклонившись святыням обители и посетив могилки старцев, паломники направились в родную Калугу. Ближе к вечеру прихожане Никитского храма вернулись из паломничества.
Слава Богу за все!