19 апреля. Воскресенье.
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин. На полиелее в центре храма перед иконой «Воскресение Христово» духовенство пропело величание Пасхи:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
В сам воскресный день, по традиции, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Алексей Дорохин. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении священника Димитрия Новикова при диаконе Димитрии Маркове. Закончилось Божественная Литургия Крестным ходом с вокруг храма и чтением Евангелия. Затем настоятель храма протоиерей Алексей произнес проповедь о чудесном Воскресение Господа и явлении апостолу Фоме: «Радость всех радостей — это Воскресение Спасителя. Господь всеобъемлющ, Его любовью создано и животворится все мироздание. Полнотою Божественного счастья, дарованного человечеству, явилось Христово Воскресение. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль и чувство, просветляет все существо и всю жизнь христианина. Только злое начало в нас противится этой несказанной радости. Только духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола: «...как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Миг, когда вышел из гроба воскресший Христос подарил людям светозарное знание. Спаситель распахнул перед нами врата Вечного Царствия… Сегодняшний воскресный день, дорогие браться и сестры, называется Антипасхой, или же Фоминым воскресеньем. Есть нечто глубокое в том, что в этот воскресный день, который последует за Светлой Седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, когда просто отдыхали от великопостных трудов, Церковь вновь грозно напоминает нам о необходимости подвигов веры. И мы вспоминаем святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле на протяжении многих веков сохранявшаяся в церкви не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. Не случайно Иисус Христос является именно святому апостолу Фоме, чтобы дать ему великую радость общения с Собой, чтобы вверить еще одно великое откровение Своим ученикам. Ибо когда апостол Фома вложил руки в раны на теле Господа нашего Иисуса Христа, он произнес слова, которые не произносил ни один из апостолов за все то время. Он сказал: Господь мой и Бог мой. И это было величайшим откровением, которое осознали, наконец, для самих себя апостолы».
«И пусть же наши сомнения развеются так же, как развеялись сомнения Фомы. Пусть же наша вера будет такой же глубокой, как вера святого апостола Фомы, чтобы на Страшном Суде мы, подобно ему, встретив Господа, сказали: Господь мой и Бог мой. Аминь», - пожелал всем православным в этот день настоятель Никитского храма.
Антипасха- это первый воскресный день после Пасхи, если дословно, замена Пасхи.В само событие Антипасхи произошла встреча Господа с учеником Его Фомой. Когда Господь Воскрес и явился Апостолам, рядом Фомы не было. Потом Апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш Воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, прободенные ребра. И Господь в Воскресный день, в Антипасху является Апостолам и говорит: Фома, иди ко мне, дотронься до моих язв, посмотри на мои раны, и не будь неверен, но верен. И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: "Господь мой и Бог мой!" Фома первый исповедовал Христа Богом: "Бог мой" – до него этого никто не произносил.И когда говорят "Фома неверующий" – это не совсем верно. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа. Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения – это природа, созданная Богом.Мы ходим в природе, которой Господь не создавал, мы ходим в кожаных ризах, в которые он одел Адама и Еву после грехопадения. А та плоть, дарованная нам Господом Богом в раю – она таинственная. Тайное прикрывается, когда Господь является Апостолам "дверем затворенным": при закрытых дверях, как бы мы сейчас сказали, материализуется. Новая плоть имеет способность переноситься на расстояние, но Господь после Воскресения ел с Апостолами, то есть он был не Дух, а в плоти, новой плоти. И все это было явлено при встрече Иисуса Христа с Фомой".Явление Христа Апостолам утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет Самого Спасителя: "блаженны не видевшие и уверовавшие".Антипасха или "Фомино воскресение" – праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего Христа.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1110-19-aprelya-voskresene-antipaskha-nedelya-2-ya-po-paskhe-apostola-fomy#sigProGalleria186995f9f5