10 апреля. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Великая (Страстная) Пятница в 2015 году выпала на 10 апреля.
Это день, когда Церковью вспоминается суд над Иисусом Христом, его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие. Для православных христиан это день великой скорби и строгого поста.
В день Страстной Пятницы рано утром в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено последование Царских часов. Литургия в этот день не совершается в знак благоговения перед жертвой, которую совершил Иисус на горе Голгофе.
В 14.30 настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин возглавил Вечерню с выносом Плащаницы в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова, священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове. Это богослужение необычное, оно совершается только раз в году. Из алтаря выносят Плащаницу – икону-плат, написанную или вышитую, символизирующую Христа, лежащего во гробе. Ее кладут в центре храма на возвышении, украшенном цветами.
«Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны — мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь — неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли. Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. "Подобно нам", потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа И, хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель.» – так описывал суть происходящего в Великую Пятницу в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский.», - словами митрополита Антония Сурожского обратился настоятель протоиерей Алексей к верующим.
Затем было совершено чтение канона о распятии Господнем и на плач Пресвятыя Богородицы. В завершении этого богослужения все верующие смогли приклониться святыни.
В Великую, Страстную пятницу православным христианам принято соблюдать строгий пост; по монастырскому уставу вплоть до выноса плащаницы ничего употреблять в пищу нельзя.
Вечером Великой Пятницы в Никитском храме была совершена Утреня Великой Субботы с Чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. После пения тропарей настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин и сослужащие ему иерей Дмитрий Новиков и иерей Алексей Дорохин прочитали перед Плащаницей Спасителя «Непорочны..», т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами, в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого Славословия с пением погребального «Святый Боже…» Святая Плащаница была обнесена вокруг храма. Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов. По окончании чина погребения Плащаницу поднесли к Царским вратам, а затем возвратили на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев. Там она будет находиться до позднего вечера Великой субботы. Только перед Пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу унесут в алтарь и положат на престол, где она останется до отдания Пасхи.
Иконография выноса Плащаницы
Плащаница — плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.
В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.
Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV—XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII—XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.
Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства — ручная работа стоит дорого.
По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».