9 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери.
В Великий Четверг, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги была совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, которую совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова, Дмитрия Новикова, священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове. На заупокойных ектеньи в особом прошении были помянуты усопшие рабы Божии в братоубийственной смуте на Украине убиенные.
В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и верующие причащались только раз в год, Великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь.
В Великий (Чистый) Четверг начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий, связанных с днем Великого Четверга. Но Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются, тем самым очищают свое сердце и душу.
Следуя православным традициям, в этот Великий день причаститься Святых Христовых Таин сподобились многие верующие. В связи с большим стечением богомольцев причастие из трех Чаш.
Затем настоятель протоиерей Алексей произнес проповедь, в которой особо отметил: «Сегодня, дорогие братья и сестры, совершенно особенный, исключительный день в жизни нашей Церкви. В Великий Четверток на Тайной Вечери, которая называется так не потому, что совершалась в тайне от иудеев, а потому что заключает в себе глубочайшую мистическую тайну, рождается великое Таинство Евхаристии, Таинство, соединяющее человека с Богом, сообщающее нам, смертным, вечную жизнь и обожение. Без Евхаристии немыслима Церковь, без Причащения Тела и Крови Спасителя невозможно спасение. Сегодня мы стоим у самых истоков Нового Завета, и не наблюдаем даже, а всецело участвуем в той самой Божественной Трапезе, на которой Сам Господь в лице Своих учеников и апостолов заповедует верным под видом хлеба и вина вкушать Свои Тело и Кровь в жизнь вечную».
Ныне исполняется замысел Божественной Троицы, ныне нам открывается смысл всего домостоительства нашего спасения, божественного истощания и воплощения Христа. ? Для того Он и облекся в наше смиренное тело, чтобы нашу человеческую природу приобщить Своему Божеству, для того и претерпел невинные страдания и крестную смерть, чтобы явить совершенную любовь и отдать Себя на снедение верным. Чтобы мы, с верой приобщаясь Его Плоти и Крови, получали духовное и телесное очищение и освящение и становились друзьями, сынами и сотелесниками Христа, «плоть от плоти и кость от кости» Его. Ведь для того мы и принимаем Крещение, и ходим в церковь, и исповедуем грехи на исповеди, чтобы иметь общение со Христом в таинстве Евхаристии, и нет большего дара под солнцем, чем приобщение Пречистых Таин. Нельзя нам пренебрегать этим великим даром и нерадеть о причащении. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь? говорит Господь, ?пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). И еще: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет(Ин. 15, 5-6). Поэтому регулярное приобщение Святых Таин ? дело Самим Богом заповеданное и несомненно богоугодное.
«Причащаясь со страхом и радостью святых Даров, будем помнить об их великой цене, ибо они о смерти Господней за нас возвещают. На Тайной ВечереГосподь дает нам великий пример жертвенной любви, добровольной и самоотверженной отдачи себя другим, и только такая любовь делает нас Христовыми учениками», - сказал настоятель в завершении своего пастырского слова.
Богословие Великого Четверга:
«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает...Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
А вот несколько текстов из канона на Утрени:
К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
"Один из вас", – взывал друзьям своим Христос, – "предаст Меня"; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: "Скажи, кто это", – говоря, "Боже отцов наших?"
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: "Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!"
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: "Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!"
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие - Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.
Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем. (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: "Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём".)
Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1091-9-aprelya-strastnaya-sedmitsa-velikij-chetvertok#sigProGalleria32b37d3984