В Никитском храме совершена утреня Великой Среды
7 апреля, накануне Великой Среды в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги совершено чтение Малого Повечерия и утреня, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении клирика храма священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове. Под пение «Се жених грядет в полунощи..» протоиерей Алексей совершил полное каждение храма.
«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!»
В этом песнопении указывается, что наша встреча (то есть конец нашего земного бытия) со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент: «… и блажен раб, Егоже обрящет бдяща», «недостоин же паки, Егоже обрящет унывающе». Словами этого тропаря мы обращаемся к своей душе: «блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши»,— и чтобы этого не произошло: «воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». А по завершении канона утрени, также во все первые три дня Страстной седмицы, звучит так называемый ексапостиларий, или, по-русски, светилен: «Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня».
В нём продолжает раскрываться глубокий богослужебный образ взаимосвязи Христа Спасителя и человеческой души, как взаимоотношений Жениха и невесты. Брак души со Христом — это таинственное единение Бога и человека в вечности, в Царстве Небесном. И этот небесный брачный «чертог» христианин уже видит, но сокрушается о том: «одежды не имам», то есть плодов духовной жизни (см.: Гал. 5:22), «да вниду в онь» (чтобы войти в него); и далее уже прямое прошение к Богу о даровании необходимой для спасения душевной чистоты: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию Крестных страданий Спасителя. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении этих дней удерживается ещё общий покаянный характер.
В Великую среду. Ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф 26:617). Здесь в доме Симона прокажённого, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин уже решено взять Иисуса хитростью и убить Его, некая женщина грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об её поступке. Здесь же, в противоположность безкорыстному поступку женщины грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати, преступное намерение предать беззаконному «Совету» своего учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется женщина грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Великая Среда есть последний день поста и покаяния и ею заканчивается ряд великопостных служб. Это выражается в некоторых особенностях церковной службы, а именно: на отпусте часов читается над преклонившимся до земли народом молитва «Владыко многомилостиве», которая обыкновенно читается на великом повечерии; в последний раз совершаются Литургия Преждеосвященных Даров и общие земный поклоны на ней. В Великую Среду оканчивается также совершение Великого Повечерия и чтение кафизм.
На утрени Великой Среды по прочтении кафизм было прочитано Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи с 17 по 50.
«Люди же, которые были с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мёртвых, вызвав его из гробницы, рассказывали об этом (повсюду),
и многие выходили встречать Его, потому что были наслышаны о чуде, которое Он совершил.
А фарисеи говорили друг другу: мы так ничего и не успели сделать; смотрите, весь город идёт за Ним.
Среди паломников, которые пришли на праздник, были эллины.
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и обратились к нему с просьбой помочь им увидеть Иисуса.
Тот подошёл и сказал об этом Андрею, а затем Андрей и Филипп сказали об этом Иисусу.
Иисус же сказал, обращаясь к ним: приближается время, когда Сын Человеческий будет прославлен.
Уверяю вас: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, оно останется одно, а если умрёт, то принесёт много новых зёрен.
Кто дорожит своей жизнью, тот потеряет её, а кто пренебрегает своей жизнью в этом міре, тот приобретёт Жизнь Вечную.
Пусть тот, кто хочет служить Мне, следует за Мною, и где Я буду, там будет и слуга Мой, и Отец Мой вознаградит того, кто будет служить Мне.
Теперь же смятением объята душа Моя. Что Мне сказать? Отче, избавь Меня от того, что предстоит Мне? Но ведь ради этого Я и пришёл сюда. (Пс. 41:7)
Отче! Прославь имя Своё! Тут раздался голос с небес: и прославил, и ещё прославлю.
Среди людей, которые стояли и слышали это, одни говорили: гром гремел; а другие говорили: это ангел разговаривал с Ним.
Иисус же сказал, обращаясь к ним: не для Меня был этот голос, но для вас.
Скоро состоится суд над этим міром; скоро владыка міра будет изгнан вон.
И когда Я буду вознесён над землёй, Я всех привлеку к Себе. —
Это Он сказал, давая понять, какой смертью Ему предстоит умереть. —
На это люди сказали Ему: из Писания нам известно, что Христос пребудет вовеки; почему же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть вознесён? И кто Он — Этот Сын Человеческий?
Иисус же сказал им: недолго осталось Свету быть среди вас; идите доколе у вас есть Свет и тьма не объяла вас. А кто ходит во тьме, тот не знает, куда он идёт.
И пока Свет среди вас, у вас есть время уверовать в Него, чтобы стать сыновьями Света.
С этими словами Иисус отошёл и скрылся от них.
Столько чудес совершил Он у них на виду, но они так и не уверовали в Него!
В этом сбылись слова пророка Исайи, который сказал: Господи! Поверил ли кто-нибудь тому, что услышал от нас? Было ли дано хоть кому-нибудь увидеть силу Господню? (Ис. 53:1)
Уверовать же они не могли потому, что как опять-таки сказал Исайя:
у них ослепли глаза и окаменело сердце, и потому они не видят глазами и не чувствуют сердцем; но и покаяться они не хотят, чтобы Я помиловал их. (Ис. 6:10)
Эти слова были сказаны Исайей, когда он увидел славу Его и говорил с Ним.
Впрочем, даже из старейшин многие уверовали в Него, но из-за фарисеев не признавались в этом, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо людская слава для них значила больше, чем слава Божья.
А (ранее) Иисус провозгласил: кто верует в Меня, тот не в Меня верует, но в Того, Кто послал Меня.
И кто видит Меня, тот видит Того, Кто послал Меня.
Я — Свет, и пришёл в мір для того, чтобы каждый, кто верует в Меня, не остался во тьме.
Я не осуждаю тех, которые не поступают согласно словам Моим, ибо Я пришёл не затем, чтобы осудить мір, но чтобы спасти мір.*
У тех, которые отвергают Меня и не внимают словам Моим, есть судья — учение, которое Я пропведовал; оно будет судить их в последний день,
потому что Я учил не от Своего имени, но учил тому, что заповедал Мне говорить Отец, Который послал Меня.
И Я знаю, что заповеди Его ведут к Жизни Вечной, поэтому Я проповедую то, что говорил Мне Отец».
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1087-v-nikitskom-khrame-sovershena-utrenya-velikoj-sredy#sigProGalleria9156b652b2