5 апреля. Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних.
(Стихира на "Господи, воззвах" праздника Входа Господня в Иерусалим)
5 апреля в день праздника «Вход в Господень в Иерусалим» по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил священник Димитрий Новиков. В завершении ранней Божественной Литургии было совершено славление праздника и праздничный молебен с чином освящения вербы. Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове.
В этот праздничный день в храме за богослужение молились губернатор Калужской области Артамонов Анатолий Дмитриевич, начальник управления кадровой политики и государственной службы администрации Губернатора области – заместитель руководителя администрации Губернатора области Катина Таисия Дмитриевна, начальник Управления социальной защиты населения г. Калуги Артамонова Зоя Иосифовна, начальник Управления ЗАГС г. Калуги Паненкова Майя Викторовна, а также более 400 верующих. 200 верующих сподобились причаститься Святых Христовых Таин.
В завершении богослужения было зачитано обращение митрополита Калужского и Боровского Климента по случаю 500-летия со дня преставления блаженного Лаврентия Калужского, Христа ради юродивого и произведен сбор средств на установку памятника святому на территории городского парка около свято-Троицкого кафедрального собора.
Далее в центре храма настоятель совершил чин освящения вербы, поздравил всех с праздником и произнес проповедь.
«Сегодня праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) - это один из самых трагических праздников церковного года. «Но почему?», - спросите вы.
Нам кажется, что все в нем торжество - Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа. Но вот та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия», - сказал настоятель в своем пастырском слове. «Но Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Наступает Страстная неделя. И пусть каждый из нас приблизится к страждущему Спасителю, пусть каждый из нас Ему сопутствует шаг за шагом до конца крестной дороги, и тогда путь нашей жизни исправится. В наступающую неделю устремим свои взоры на Господа; с плачущими женами иерусалимскими будем взирать, как Он, Господь неба и земли, за наши грехи осуждается на смерть, несет Крест и изнемогает под бременем Креста. Понесем и мы Его Крест. Слушая Евангелие на Страстной неделе, постараемся проникнуться безмерным величием страданий и заслуг Сына Божия», - продолжил протоиерей Алексий.
«Церковь вступает сегодня в особые дни - дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»...
Как это страшно - жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды... А Христос идет через все это - к Своей смерти.
Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.
Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!
«Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому». Но прославление это будет не через блеск политической славы.... Прославление Его будет через смерть!
Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земной победы. Они хотели посадить Его на блистательный царский земной трон, он выбрал Крест и Смерть. Смерть, через которую всему человечеству откроется Вечная Жизнь!
Труден и трагичен сегодняшний праздник. Им открываются двери Страстной седмицы - самого напряженного, самого драматичного времени церковного года. Мы стоим с вайями сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не грелись у костра земной жизни.
Господь не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного, радостного, вдохновенного ответа на Его Любовь! Любовь - это всегда движение и это движение должно быть взаимным!
Достоевский как-то очень ярко сказал о своем жизненном пути: «Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» Путь каждого из нас - это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Церковь - это драгоценнейший опыт Вечной Жизни, которая начинается сегодня, сейчас, здесь и простирается в Царствие Небесное. Вера дарит нам вдохновение! Дает силы и мужество нести наш жизненный крест.
Верующий человек старается «держать ум свой во аде», как это было сказано Богом преподобному Силуану Афонскому. Но в то же время с радостью и огромным, глубоким упованием думает о будущем преображенном Космосе, когда "Бог будет всяческая и во всем" и где «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, что уготовал Бог любящим Его».
Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним.
Как-то ученик пришел к своему старцу и спросил: «Как узнать, что я живой человек, а не мертвый?»
«Ты жив, - сказал старец, - если твое сердце еще не засыпано, как могильной землей, - суетой, безразличием, унынием, скукой!
Ты жив, если глаза твои еще могут плакать, а душа - сочувствовать!
Ты жив, если на твоем Небе, буквами смиренных и тихих звезд вышито самое главное слово - ЛЮБОВЬ!»
...Страшно, если все емкости нашей души заняты только одним - самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.
Замечательно сказал о.Ефрем Ватопедский, который недавно привозил в Россию Пояс Богородицы: «Мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедая, а тем, что будем опытно переживать Христа». В этом весь смысл нашего духовного, сердечного делания и монахов и мирян - опытно переживать Христа!
Сейчас мы стоим с вайями в руках. «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во Имя Господне!» Но через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление Гефсиманского сада и стенания Голгофы. И с каждым мгновением, с каждым вздохом сокращается расстояние между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»
Но Богу все это нужно пройти: и предательство ученика, и моление о Чаше, и насмешки невежественных солдат и вопли: «Сниди со Креста!» Ему нужно пройти этот путь для нас и за нас!
И Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерь Он пройдет к Своему Воскресению!
И каждый из нас - таков закон жизни духовной - тоже когда-то пройдет по ступеням своей страстной седмицы. И никто не избежит распятия, никто не обойдет своей Голгофы.
Но за ней - и в этом весь смысл и все наше упование и вся наша надежда - обязательно будет ПАСХА!
преп. Макарий Оптинский
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1085-5-aprelya-voskresene-vkhod-gospoden-v-ierusalim#sigProGalleriace95061d33