29 марта в Никитском храме совершено последнее в этом году чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым
В воскресенье вечером 29 марта, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено последнее в этом году чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. После чтения акафиста и прокимна «Разделиша ризы Моя себе…» был зачитан отрывок из Евангелия от Иоанна о Последних днях жизни Иисуса Христа.
По прочтении Евангелия духовенством храма и верующими было совершено поклонение Кресту.
Толкование Евангелия от Иоанна 12 глава.
В 12 главе Иоанн описывает последние события, связанные со служением Иисуса Христа. Это:
а) миропомазание Его, совершенное Марией, сестрой Лазаря (которое стало прелюдией к принесению Им Себя в жертву); б) торжественный вход Его в Иерусалим, и в) предсказание Иисусом Своей смерти.
1. МИРОПОМАЗАНИЕ (12:1-8)
Иоан. 12:1-2. Отсчет времени становится более определенным: За шесть дней до Пасхи… Иисус оставил Ефраим и пришел… в Вифанию, где жил Лазарь умерший. Там, в честь Него, был дан ужин. Евангелист Марк пишет, что Иисуса принимали в доме Симона прокаженного (Мар. 14:1-11). Надо думать, событие это было особенно радостным для Марфы, Марии и Лазаря, бывших в числе приглашенных. Неизвестно, какого рода узы связывали этих троих с Симоном, но, видимо, узы эти были достаточно близкими, судя по тому, что гостям на ужине прислуживала Марфа.
Иоан. 12:3. Речь тут идет о благовонном масле, которое получали из корней и стеблей ароматной травы, растущей в северной Индии. Это было очень дорогое благовоние ("драгоценное миро"), и привозили его на Ближний Восток в запечатанных алебастровых сосудах, которые открывали только в особых случаях. Щедрым своим даром (фунт… мира) Мария выразила свою любовь к Иисусу и благодарность Ему за воскрешение Лазаря. И дом наполнился благоуханием от мира - одно из "побочных" замечаний Иоанна, которое, как и другие подобные замечания, говорит о том, что он был свидетелем происходившего.
Иоан. 12:4-5. Иуда Симонов Искариот "заявил протест" против ненужной, по его мнению, траты столь ценного благовония. Мол, лучше было бы это миро продать, а деньги раздать нищим. Едва ли он действительно заботился о нищих! (стих 6). Согласно Марку (Мар. 14:4-5), другие ученики поддержали Иуду и тоже стали упрекать Марию. Злое влияние распространяется быстро, и даже те, кому доверено руководить другими, могут стать орудием в руках сатаны.
Стоимость "мира" действительно была огромной - триста динариев (средне-годичный заработок труженика); возможно, эту сумму Мария копила всю жизнь.
Иоан. 12:6. Иоанн, зная, что произошло потом, объясняет побуждения, руководившие Иудою. Иуда был, так сказать, казначеем группы (13:29), и часть денег, которые им жертвовали, присваивал. Мария пожертвовала драгоценное миро открыто и бескорыстно, Иуда же присваивал деньги тайно. Они настолько привлекали его, что он согласился предать за 30 серебренников ("цену раба" - Исх. 21:32; Зах. 11:12-13) Иисуса.
Иоан. 12:7-8. Обычно миропомазание ассоциировалось с радостными событиями. Но тут оно совершалось в преддверии погребения. Живший по слову Божиему, Иисус вполне отдавал Себе отчет в том, что как страждущий Слуга Он должен будет претерпеть боль и смерть, и что очень скоро Ему предстоит погребение (Ис. 53:9). В свете этого знания Он вступился за Марию, явившую Ему любовь и преданность. Его слова: Ибо нищих всегда имеете с собою - не следует понимать как одобрение Богом нищеты или нежелание Его, чтобы нищим помогали.
Иисус имел лишь в виду, что в мире много причин нищеты, и возможность помогать бедным будет представляться людям постоянно (сравните Мар. 14:7). А вот возможность явить свою любовь Ему, пока Он на земле, - весьма ограничена. А Меня будете иметь не всегда (здесь, на земле; Иоан. 12:35; 13:33; 14:3-4).
2. ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ (12:9-19)
Иоан. 12:9-11. Иисус был Личностью, вызывавшей столько споров, что не мог находиться близ Иерусалима "инкогнито". На праздник Пасхи люди сходились в столицу со всех концов страны. И многие хотели видеть Иисуса (сравните 11:56), а также Лазаря. Узнав о воскрешении Им Лазаря, многие из Иудеев уверовали в Иисуса. Потому и решили первосвященники убить обоих - Его и Лазаря.
Иоан. 12:12-13. Между тем, толпы народа охвачены были стихийным энтузиазмом. Ведь на Пасху пришли и тысячи паломников из Галилеи, которые уже прежде были свидетелями многих чудес, совершенных Иисусом. Пусть тогда Он отказывался от роли политического "Мессии" (6:15), но, может быть, теперь, думали они, подходящее время для этого наступило.
Иерусалим был городом великого Царя, и вот Он вступает в него. Размахивая пальмовыми ветвями, символизировавшими победу, народ восклицал: Осанна! (что по-еврейски означает: "Господи, спаси же!" - Пс. 117:25; слово это стало выражением хвалы Богу). Цитируя далее Пс. 117:26, люди наделяли Иисуса мессианскими "титулами": грядущий во имя Господне (11:27) и Царь Израилев.
Иоан. 12:14-15. Вьезд Иисуса в город на молодом осле был знаком мира и миролюбия (комментарий на Матф. 21:2, где говорится о том, что Иисус ехал на ослице и на осленке). Так или иначе, Он не въехал в Иерусалим на боевом коне, с мечом в руке или короной на голове. Не воспользовался Он и колесницею, как это часто делали цари. В том, как въезжал в Иерусалим Он, исполнилось пророчество Захарии (Зах. 9:9).
Дщерь Сионова - поэтический образ обитателей Иерусалима, города, построенного на горе Сион. Здесь Иоанн, опять-таки цитируя из Зах. 9:9, называет Иисуса Царем Израиля.
Иоан. 12:16. Несмотря на то, что ученики были близки к Иисусу, и сами были соучастниками происходившего события, значение его (в свете ветхозаветного пророчества) они не поняли. Им не хватало виденья через призму Креста и Воскресения (которыми прославился Иисус). Не осознали они того, что у пророка Захарии было о Нем написано, и что сами они тоже послужили осуществлению его пророчества, приведя к Господу осла, на котором Он въехал в Иерусалим (и это сделали Ему). Позднее, после сошествия на них Святого Духа, они вспомнили и сопоставили, и тогда осознали все.
Иоан. 12:17-18. Толпа, встречавшая Иисуса, все возрастала в числе, потому что весть о великом чуде воскрешении Лазаря быстро распространялась по городу. Это был день великого народного признания Иисуса, но, к сожалению, признание это лишено было духовного подхода и осмысления.
Иоан. 12:19. Народный энтузиазм мешал фарисеям осуществить их планы ("мы не успеваем ничего", - говорили они друг другу). "И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе" (Мар. 14:1-2). Весь мир идет за Ним, сетовали они, хотя на самом деле большинство народа - увы! - не поверило в Иисуса истинной верою.
3. ПОЯВЛЕНИЕ ЕЛЛИНОВ (12:20-36)
Иоан. 12:20. Упоминание о "еллинах" знаменательно. В древнем мире они (т. е. греки) были известны неустанными поисками истины. Вероятно, Еллины, пришедшие в Иерусалим, были людьми богобоязненными, а потому посещали иудейские синагоги и праздники. Их появление тут знаменует открывающийся язычникам доступ к Богу для поклонения Ему через Иисуса Христа (10:16).
Иоан. 12:21-22. Почему "еллины" обратились именно к Филиппу? Возможно, потому, что он носил греческое имя. А, может быть, он так или иначе общался с греками на территории Десятиградия. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Поскольку многие из народа стремились поговорить с Иисусом, ученикам, вероятно, приходилось как-то ограничивать доступ к Нему (Лук. 18:15-16).
Иоан. 12:23-24. Решительный момент в земной жизни Иисуса быстро приближался (2:4; 4:21,23; 7:6,8,30; 8:20). На это указывал и приход еллинов: наступал час прославиться Сыну Человеческому (сравните с 12:23; 13:1; 17:1).
Для большинства людей смерть - событие "унижающее", ибо оно выявляет беспомощность человека. Но для Христа смерть была средством вхождения в славу (Ис. 53:10,12 сравните с Иоан. 12:16; 17:1,5).
Истинно, истинно говорю вам… - эта фраза, как всегда, звучит вступлением к важному заявлению. Образ пшеничного зерна, которое "умирает", будучи брошено в землю, чтобы принести много плода, свидетельствует о том, что смерть необходима для воспроизведения жизни "с избытком".
Иоан. 12:25-26. Упомянутый образ (стих 24) иллюстрирует парадоксальный, казалось бы, принцип: смерть есть путь к жизни. В случае Иисуса смерть несла славу и жизнь не только Ему Самому, но и многим другим. Схожий принцип действует и в случае последователей Иисуса. Ученик Христа должен возненавидеть свою жизнь (душу) в мире сем.
То есть проникнуться такой преданностью Христу, которая не оставляла бы места для эгоцентризма и ублажения себя. Ибо любящий душу (т. е. жизнь свою) погубит ее. Мысль здесь та, что в жизни человека все, что угодно, может сделаться его идолом, включая цели его, интересы и любовь (Лук. 12:16-21; 18:18-30). Итак, для самого себя (для любви к себе) верующий должен умереть (Рим. 6:1-14; 2-Кор. 5:14-15; Гал. 6:14).
Чтобы быть слугою Христа, нужно последовать за Ним. И многие первоначальные последователи Его шли за Ним, не останавливаясь перед страданиями и смертью. Согласно преданию, немало их умерло мученической смертью. Таким образом, слова Иисуса, приведенные в стихах 25-26, явились пророчеством и одновременно обещанием. Истинные Его ученики следуют за Ним путем унижения, а затем прославления (того почтит Отец Мой; Рим. 8:17,36-39; 2-Тим. 2:11-13).
Иоан. 12:27-28а. Наставляя учеников относительно того, какой ценой дается покорность воле Отца Небесного, Иисус не скрывает собственного волнения. Душа Его возмутилась (сравните 11:33; 14:1) при мысли о тяжести греха, которая ляжет на Него в смерти Его (2-Кор. 5:21). Но мучительно переживавший из-за этого, мог ли Он отступить назад, попросив Отца Небесного избавить Его от часа сего?
Конечно, нет, поскольку Его воплощение и совершилось ради "этого часа" (Иоан. 12:23; 13:1; 17:1). Свое неизменное отношение к предстоявшему Ему Иисус выразил в словах: Отче! прославь имя Твое. Так и христианам - сколь бы ни были трудны их обстоятельства - необходимо принимать волю Божию и твердо стоять в ней, желая только одного - чтобы прославилось имя Его.
Иоан. 12:28б-29. И тогда заговорил Отец с неба - громоподобным голосом, подтверждая, что действовал в Иисусе в прошлом и будет действовать через Него в будущем. Глас слышали все - именно как членораздельные звуки, но не все разобрали значение их (сравните стих 30; Деян. 9:7; 22:9).
Иоан. 12:30-31. В духовно восприимчивых людях голос с неба несомненно укрепил веру, но для "душевных" (1-Кор. 2:14) он прозвучал лишь как непонятный шум.
Мир сей, осудивший Христа на крестную смерть, тем самым осудил себя. Однако крест явился и орудием поражения сатаны (князя мира сего; Откр. 12:10). Он изгнан будет вон, - говорит Иисус. Его власть над людьми, осуществляемая посредством греха и страха смерти, потеряет (и уже теряет) силу; люди получат возможность вырваться из царства духовного мрака, освободиться от рабства греху (Кол. 1:13-14; Евр. 2:14-15).
Иоан. 12:32-33. Слова Иисуса: И когда Я вознесен буду от земли - относятся не к вознесению Его, а к распятию (сравните 3:14; 8:28). Иисус говорил тут о предстоявшей Ему смерти.
Будучи на кресте, Он всех привлечет к Себе, заявляет Христос. Это не означает, что все будут спасены - ведь Он ясно дал понять, что какая-то часть людей погибнет (к примеру, Иоан. 5:28-29). Но если "привлечение" людей Сыном - то же самое, что "привлечение" их Отцом (6:44), то "дискриминационного" характера оно носить не может. Среди спасенных будут не только иудеи, но представители всех "племен, народов и языков" (Откр. 5:9 сравните с Иоан. 10:16; 11:52).
Иоан. 12:34. Народ был в недоумении. Если Мессия (Христос) есть Сын Человеческий, то Он должен пребывать на земле вечно, рассуждали они. Вот и пророк Даниил (Дан. 7:13-14) ясно говорил о том, что власть Сына Человеческого будет вечной. Возможно, люди думали, что Иисус не считает Сына Человеческого и Мессию одной и той же Личностью. Уж не понимает ли Он этот "термин" - "Сын Человеческий" в ином смысле, чем Даниил? Вероятно, они поняли, что Иисус говорил о Своей смерти, но не могли понять, как Он мог умереть, если действительно был Мессией.
Иоан. 12:35-36. Тогда как люди размышляли над трудностями, лежавшими в сфере мудрости, знания и разумения, Иисус старался донести до них, что подразумевает вещи нравственного порядка. Время счастливой для них возможности истекает. Он свет для мира (1:4,9; 8:12; 12:46), однако, "день" Его общественного служения подходит к концу (стих 23). Грядет "ночная тьма", в условиях которой зло подчинит себе многих. Ходящий во тьме - это неверующий человек, плывущий по морю жизни без должных ориентиров, не зная ни смысла жизни, ни назначения ее не знает, куда идет).
Между тем, "современникам" Иисуса Христа дана была уникальная привилегия поверить в свет (т. е. в Него) и стать сынами света (т. е. Его учениками; Рим. 13:12; Еф. 5:8,14; Кол. 1:13-14; 1-Фес. 5:5; 1-Иоан. 1:7; 2:10). Сказав это, Иисус вновь сверхъестественным образом скрылся от них (сравните с Иоан. 5:13; 8:59; 10:39).
3. Неверие иудеев (12:37-50)
I. ОБЪЯСНЕНИЕ ИОАННА (12:37-43)
Иоан. 12:37. Уже с самого начала (1:11) звучит в Евангелии от Иоанна тема неверия иудеев как народа. Вот и теперь он пишет: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него. Их неверие было иррациональным, как иррационален, т. е. не имеет разумного объяснения, грех.
Иоан. 12:38. Это неверие еврейского народа, неверие, вопреки здравому смыслу, было предсказано еще пророком Исаией. Те стихи в Ветхом Завете, в которых яснее всего говорится о страдающем Рабе Божием (Ис. 53:1-12), начинаются именно с предсказания о неприятии Израилем откровения свыше, которое дано будет ему через этого Раба. Из слов: "Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?" - следует, что лишь немногие поверят в Него (Ис. 53:1).
Иоан. 12:39-40. Иоанн продолжает цитировать из книги пророка Исаии (6:10) с целью показать, что Израиль в целом был неспособен уверовать - по той причине, что постоянно отвергал Божии откровения, и в результате Бог покарал свой народ духовною слепотой и "окаменением сердца". Люди в дни Христа так же, как во дни пророка Исаии, отказывались верить. И поскольку они верить не хотели, то утратили и самую способность к этому (стих 39). Это, повторяем, было карой Божией; о наказании Им людей (выражающемся в ожесточении сердца) за упорство во грехе, мы нередко читаем в Библии (Исх. 9:12; Рим. 1:24,26,28; 2-Фес. 2:8-12).
Иоан. 12:41. Иоанн относит все пророчество Исаии, как и видение его, описанное в Ис. 6:2-3, ко Христу. Евангелист подразумевает, что Исаия, видевший сидящего на престоле Господа Саваофа (что значит "Господа небесных воинств"), в окружении серафимов, видел славу Иисуса. Сказанное тут им потрясает: Иисус и есть Иегова! (сравните Иоан. 1:18; 10:30; 20:28; Кол. 2:9.) По словам Иоанна, Исаия говорил о Нем; в самом деле, многие пророчества Исаии указывали на грядущего Мессию, на Иисуса из Назарета (например, Ис. 4:2; 7:14; 9:6-7; 11:1-5, 10; 32:1; 42:1-4; 49:1-7; 52:13-53:12; 61:1-3). Ранее Иисус сказал, что и Моисей писал о Нем (Иоан. 5:46).
Иоан. 12:42-43. Несмотря на неверие большинства, положение не было вовсе безнадежным. Бог всегда имел и имеет остаток в народе израильском. Здесь читаем, что и из начальников многие уверовали в Него, но, боясь фарисеев и отлучения от синагоги, открыто Его не исповедовали. Человеческого мнения они боялись больше и человеческую похвалу - увы! - возлюбили более, нежели славу Божию.
2 ПОУЧЕНИЕ ИИСУСА (12:44-50)
Когда и где произнес Иисус эти слова, не уточняется. По-видимому, это некое обобщение всего, что Он говорил народу о Себе.
Иоан. 12:44-46. Иисус во всем совершенстве являет в Себе и Собою Бога, Пославшего Его (1:18; Кол. 1:15; Евр. 1:3), и потому верить в Иисуса значит верить в Бога. Перед людьми не стоит альтернатива: верить в Бога и (или) в Иисуса Христа. "Видящий" Иисуса "видит" Небесного Отца, Который послал Его (сравните Иоан. 12:41; 14:9). Сын приходил на землю, чтобы вывести людей из сатанинского царства тьмы и ввести их в Божие царство любви и света (1:4,9; 8:12; 12:35; Кол. 1:13-14).
Иоан. 12:47-50. Поскольку Иисус есть Слово Божие, обращенное к людям (Логос), Бог решительно и в последний раз говорил в Нем (Евр. 1:1-3). Сказанное Иисусом было заповедью Отца. Повинующийся Отцу имеет жизнь вечную (Иоан. 12:30). Отвергающий же слово Отца, слово, которое Иисус говорил (стих 48 и сравните со стихом 50б; 7:16; 14:10,24) обрекает себя смерти.
Моисей предсказал пришествие великого Пророка (Который станет говорить от имени Бога). "Слушайте Его" (Втор. 18:15), - предупреждал он.
Под осуждением в последний день понимается наказание за отвержение Посланного Отцом (Втор. 18:18-19; Иоан. 3:18,36; 5:24). Самое слово Его является свидетелем против "отвергающих".
Цель Божественного откровения в Иисусе была направлена на благо людей: Я пришел не судить мир, но спасти мир (12:47; сравните 3:17; толкование на 9:39). Но отвержение Божественного откровения неизбежно ведет к ожесточению сердца и в конечном счете - к Божиему осуждению.
В этом разделе о неверии иудеев Иоанн дополняет богословский анализ проблемы серьезным предупреждением Иисуса (обращенного к народу) относительно необходимости покаяния. Моисей в свое время выразил это в словах; "Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша" (Втор. 32:47).