Чинопоследование Пассии в дни Великого поста в Никитском храме
В воскресенье вечером 1 марта, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено чинопоследование Пассии с акафистом Божественным Страстям Христовым, которое возглавил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма: иерея Димитрия Новикова, иерея Максима Коновалова при диаконе Димитрии Маркове. По прочтении Евангелия настоятель храма произнес проповедь о значении Крестных Страданий Иисуса Христа. По отпусте под пение «Приидите, ублажим Иосифа…» духовенство храма и верующие приложились к Распятию, расположенному в центре храма.
В Никитском храме во время Великого Поста Пассия будет совершаться по воскресным дням в 17-00.
Пассия.
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит - «страдание» (по церковно-славянски - «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.
Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1039-chinoposledovanie-passii-v-dni-velikogo-posta-v-nikitskom-khrame#sigProGalleria198105fb59