14 февраля. Вселенская Родительская (мясопустная) суббота.
Накануне Вселенской Родительской субботы, в пятницу вечером, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги заупокойное вечернее богослужение (Парастас) возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении всех клириков храма: священника Максима Коновалова, священника Димитрия Новикова, священника Алексея Дорохина при диаконе Димирии Маркове. По прочтении 16 кафизмы на утрене духовенство вышло в центр храма к тетрападу, где стихословилась 17 кафизма на две статьи с заупокойными припевами.
В сам субботний день по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил клирик храма священник Димитрий Новиков. По окончании ранней Божественной Литургии была совершена Великая Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Димитрии Маркове. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине.
В завершении богослужения настоятель сказал проповедь о значении нашей молитвы для усопших: «Поминовение усопших, как предание апостольское, существует в Церкви христианской с самого ее начала. Доказательство тому содержат древние Литургии и свидетельства святых Отцов и учителей Церкви… Смертью утверждается между живыми и мертвыми великая пропасть, разделяющая между собой тех и других. Но она разобщает их только физически, а не духовно, так как духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются… Как это важно — молиться за этих людей, которые прожили свою жизнь, кто-то долгую жизнь, кто-то совсем-совсем короткую, но все они преставились пред Лице Господа, то есть прошли тот путь, по которому каждому из нас рано или поздно придется пройти. Они знают, что нас ждет, а значит — их молитвы полезны для нас.
А наши молитвы нужны им…».
«Никто не поленится помянуть своих родителей, но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, во всякой молитве. Сами там будем и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопшую и сильна общность - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общей для всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви. Не поленитесь же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет им от тебя милостыня».
Святитель Феофан Затворник.
Далее в центре храма перед тетрападом была совершена Великая Панихида.
Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".
В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишилсямолитв Церкви".
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою, Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому - накануне этого дня, как бы в день. предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова - и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1008-14-fevralya-vselenskaya-roditelskaya-myasopustnaya-subbota#sigProGalleria64ab93440e