РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА,
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...
(Тропарь Рождества Христова, глас 4)
Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
С сердечной радостью поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова!
В эту святую ночь ангелы научили нас славословить Бога, пришедшего в сотворенный Им мир. Они воспели Творца, Который уподобился Своему творению, чтобы установились «на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). Покой мироздания был нарушен, и добрая воля человека повреждена с грехопадением первых людей. Изначально Господь сотворил для человека прекрасный, гармоничный и полноценный мир: все в нем было «хорошо весьма» (Быт. 1, 31), и не было в нем зла или порока. Пребывая в Эдемском саду, человек созерцал красоту божественного творения и наслаждался счастьем единения с Богом, подобно младенцу в родительских объятиях.
Но неизъяснимые радости райского бытия Адам променял на стремление к самодостаточной, обособленной жизни без Бога. В результате он утратил доверие к Творцу и любовь к Его творению. «Погубих ума крастоту», человечество погрузилось в мучительный водоворот страстей и похотей, которые помрачили в нем образ Божий, лишили его сознательного, достойного человеческого звания отношения к самому себе, низвели его до участи животных, так что венец творения «уподобился животным, которые погибают» (Пс. 48, 13).
Находясь в таком плачевном состоянии, человек не мог самостоятельно избавиться от власти поработившего его греха. Грех вошел в ткань человеческой природы, стал ее неотъемлемой частью и лишил нормальной жизнедеятельности. Так бы и пребывал бы человек «во тьме и тени смертной» (Пс. 106, 10), если бы не было этой святой ночи, когда облекся в человеческую плоть Сын Божий — Господь наш Иисус Христос, Божественный Логос, через Которого мир начал быть (Ин. 1, 10). Сегодня мы празднуем судьбоносный для человечества момент: «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и человеческая природа во Христе Иисусе вновь обрела первозданную целостность, свободную от греха.
Как повествует нам Святое Евангелие, это великое событие не сопровождалось теми грозными явлениями природы, которые имели место при получении человечеством Закона через пророка Моисея. Новый закон Божественной Любви приходит в мир прикровенно, в тишине смирения. С первых мгновений Своей земной жизни Богочеловек кротко принимает все стесненные обстоятельства жизни подгреховного человека. Более того, для явившегося в мир Сына Божия не находится места в человеческом жилье, и Богомладенец Христос рождается в убежище для скота, а колыбелью для Него служат ясли, наполненные сеном. Так свидетелями великой тайны Боговоплощения становятся бессловесные животные, звездное небо, ангельский мир и весьма немногие потомки Адама. Тихая радость Пречистой Девы Марии, благоговейное удивление пастухов и пророческие подношения волхвов стали скромными дарами человечества своему Творцу и Спасителю.
С самого рождения Христа человечество разделяется на тех, кто принимает Его, и тех, кто Его гонит. Свет Вифлеемской звезды привел к Великому Царю мудрых волхвов из далеких стран, но весть о Его рождении не обрадовала хранителей Божественного Откровения — элиту богоизбранного народа. Царь Ирод под пышными дворцовыми сводами не находил себе покоя, и весь Иерусалим был встревожен вместе с ним. Ирод стремился всеми силами удержать свою временную власть, дающую ему возможность удовлетворять свои непомерные амбиции и сластолюбие. Эти порождения богопротивной человеческой самости сегодня, спустя два тысячелетия, вновь признаются обществом главными приоритетами в достижении успеха. Они представляются самоценными современному гуманизму, как некогда Ироду, который искал Христа «Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13).
Нам не стоит перенимать помрачение ума, к которому пришел некогда христианский Запад. Европейский индивидуализм, основываясь на фрейдистских представлениях, отрицающих духовное начало в человеке, проповедует бездушный, обезличенный мир, для которого человек уже не является носителем образа Божия, но выступает продуктом своего окружения. Вопреки ему христианство продолжает свидетельствовать о личностном бытии человека, неуничтожимом в любых обстоятельствах. Жизнь святых подвижников всех веков, особенно близких нам новомучеников и исповедников Российских, подтверждает необходимость постоянного личного подвига для приобретения мира, который ниспослал нам Воплотившийся ныне Господь. Только в мире со своей совестью, с ближними и с Богом человек может реализовать это общение с Творцом.
Как и 2 000 лет назад, современное человечество страдает от гнета вражды и нуждается в любви и мире, которые принес нам Божественный Учитель. Постараемся же в эти святые дни умножать любовь между собой, избегать ненависти и раздоров, непрестанно разжигаемых врагом рода человеческого. Усилим нашу молитву о больных, сиротах, вдовах, о тех странах, где умирают невинные люди, особенно дети, от войн, голода и смертоносных болезней.
Вспомним, что ответ на вопрос Ирода: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2, 4) — дает нам Евангелие. Христу Царю должно родиться в сердце каждого человека, ведь «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Свет Христова Рождества, свет любви и правды да просвещает умные очи каждого из нас в эти святые дни!
Христос рождается — славите!
Смиренный
Митрополит Калужский и Боровский
Рождество Христово
Калуга
25 декабря 2014/7 января 2015 года