Настоятель храма:

протоиерей Алексей Пелевин

 

-дата рождения:  06 августа 1982 г.,

-место рождения:  г. Калуга

Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.

Образование: окончил Калужскую Духовную Семинарию и Московский Гуманитарно-Экономический институт по специальности «Юриспруденция». Окончил курсы Свято - Тихоновского Богословского университета по преподаванию предмета «Основы Православной Культуры». Закончил Киевскую Духовную Академию и магистратуру при Калужском Государственном Университете по магистерской программе: «Духовно-нравственное воспитание детей».

Является настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Калуге, храма в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Чижовка и храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» на территории Детской городской больницы.

С 2017 года Пелевин А. В. является руководителем отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Калужской Епархии, а с марта 2018 года назначен руководителем православной благотворительной миссии «Милосердный самарянин».

Также,  протоиерей Алексей является  членом общественного совета при министерстве здравоохранения Калужской области, членом Попечительской Комиссии Калужской епархии, Попечительского Совета по воссозданию храма в честь Преображения Господня на территории музея-усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе, членом  оргкомитета  Богородично – Рождественских образовательных чтений Калужской епархии, входит в состав комиссии по проведению областного конкурса «Калужская область – территория любви к детям», организованного министерством труда и социальной защиты Калужской области, ведет активную работу по взаимодействию с Управлением ЗАГС г. Калуги.

С 2018 года является руководителем грантового проекта по созданию в г. Калуге центра помощи кризисным беременным и женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации «Материнский ковчег».

С 2004 по 2017 год протоиерей Алексей Пелевин являлся директором ПМЦ «Златоуст» Калужской епархии.

 

Награды

Церковные:

Медаль святого праведного Лаврентия Калужского 2-ой степени (2014);

Юбилейная медаль святого равноапостольного князя Владимира (2015).

Светские:

Медаль 65-летия Калужской области (2009);

Медаль за заслуги в строительстве Калужской области (2014);

Медаль «За верность и преданность», решением  Калужского регионального отделения Президиума Комитета памяти Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (2017);

Медаль «100-лет военным комиссариатам МО РФ» (2018).

Пелевин А. В. отмечен Благодарственными письмами Губернатора Калужской области, Министерства по Делам Семьи, Демографической и Социальной политики Калужской области, Городского Головы г. Калуги и Управления Записи Актов Гражданского Состояния г. Калуги и многими другими.

Подробнее: Клир

Обучение детей в воскресной школе закладывает фундамент религиозного образования детей и подростков, дает понятие о духовных и нравственных ценностях  православного человека, вырабатывает чувство ответственности за свои дела и поступки, развивает навык трудовой и культурной деятельности.  Эти задачи, которые ставит перед собой воскресная школа, решаются при активном участии детей и их родителей. 

Воскресная школа Никитского храма осуществляет свою деятельность на основании документов, утвержденных Священным Синодом РПЦ от 25.12.2012г.:

-Положение о деятельности воскресных школ РПЦ на территории Российской Федерации;

-Типовой Устав / Устав воскресной школы религиозной организации православного прихода храма Рождества Богородицы (Никитского) г. Калуги Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)/;

-Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории РФ.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, который соответствует  типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и организован с учетом принципов и подходов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

            Структура воскресной школы Никитского храма:

Директор школы, Шитикова Любовь Николаевна, - осуществляет ее общее руководство и  назначается настоятелем  прихода. Тел.8-910-599-87-59.

Духовник школы, настоятель Никитского храма протоиерей Алексей Пелевин, - осуществляет духовное руководство учащихся и преподавателей. Духовником является настоятель храма.

Заместитель директора: Ивушкина Наталья Сергеевна , осуществляют учебно-воспитательный  процесс воскресной школы.

Педсовет - состоит из директора, духовника, завуча и всех преподавателей; является совещательным органом при директоре Воскресной школы. Преподаватели осуществляют преподавательскую и воспитательную деятельность. Преподавателем может быть человек, имеющий педагогическое и/или богословское образование.

Родительский комитет - осуществляет организационную помощь руководству Воскресной школы.

Четыре ступени обучения.

а). Дошкольная ступень – дети в  возрасте от 6 до 7 лет.

Подготовка к школе (арифметика, азбука, развитие речи)

Занятия этой группы проводятся в форме уроков-бесед: 3 занятия по 30 минут дважды в неделю.

 б). Начальная ступень – дети в возрасте от 7 до 9 лет.

Вероучительными предметами начальной ступени являются:

-«Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых);

-«Церковно-славянский язык»;

-«Основы хорового и церковного пения».

 Занятия этой группы проводятся в форме уроков-встреч, уроков-бесед, экскурсий, творческих мастерских по 30 минут.

 в).Средняя ступень- дети в возрасте от 9 до 11 лет

Вероучительными предметами средней ступени являются:

-«Закон Божий»

 -«Основы православного вероучения»/(«Катехизис»);

 -«Церковно-славянский язык»;

-«Хоровое и церковное пение».

 г) Основная ступень – дети в возрасте от 12 до 16 лет

Вероучительными предметами основной ступени являются:

-«Священное Писание» («Ветхий и Новый Завет»);

-«Православное Богослужение» («Литургика»);

 -«Основы православного вероучения»/(«Катехизис»);

-«История Христианской Церкви»;

-«Христианская этика».

-«Хоровое и церковное пение».

Занятия этой группы проводятся в форме уроков-встреч, уроков-бесед, экскурсий, творческих мастерских по 30 минут.

Организация  творческой деятельности детей.

        - обучение в театральной студии;

        -обучение в изостудии;

        -обучение в студии народно-прикладного творчества

 В Воскресную школу могут быть зачислены дети в возрасте от 6 до 16 лет Православного вероисповедания. Зачисление в школу проводится по итогам собеседования с ребенком и его родителями (законным представителем).

Занятия в школе начинаются в начале сентября и заканчиваются в первое воскресенье июня. Перед началом учебного года служится молебен "на начало учения отроков", на котором собираются все учащиеся и их родители.

Занятия в школе проводятся в воскресный день. Дети молятся на Божественной литургии, затем обедают  (т.к. они проводят в Воскресной школе достаточно большое время, в храме по окончании Божественной литургии организовано полноценное питание). Далее начинаются занятия в учебных классах.

 - ко всем праздникам, а особенно к Рождеству Христову и Пасхе, воспитанники школы готовят тематические литературно-музыкальные композиции и спектакли.

 - совершаются коллективные выходы в Концертный зал Областной филармонии на Рождественскую ёлку, проводимую Калужской Епархией;

- на Рождество воспитанники школы колядуют у Митрополита Калужского и Боровского Климента и в храмах и монастырях г.Калуги;

- в стенах храма, в его сквере  проводятся большие праздники силами детей воскресной школы, их родителей  и педагогов школы для духовенства и прихожан храма;

- перед Великим постом в стенах школы проводится праздник «Масленица»;

- на Рождество и Пасху  воспитанники воскресной школы поздравляют пожилых людей Калужского дома для инвалидов и престарелых, проводят для них  представление и дарят подарки;

- дети школы участвуют в Рождественской и Пасхальной выставках прикладного творчества Калужской Епархии;

- в конце учебного года проводится праздник «Последнего звонка» с выходом детей и педагогов в Городской парк культуры и отдыха;

Паломнические поездки детской воскресной школы

Особое внимание уделяется паломническим поездкам по святым местам Калужской области и России, так как такие поездки способствуют взращиванию в детях потребности молиться, сознательному и радостному включению в Богослужение, закреплению изучаемого учебного материала. Паломнические поездки включены в учебный план. 

Великомученик Никита

 28 сентября (15 сентября по церковному календарю)

 

Святой великомученик Никита был готфским воином и жил на восточной стороне реки Дуная в пределах нынешней Румынии в середине IV столетия. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Для христианства наступили благоприятные времена. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Спустя несколько лет Афанарих с многочисленным войском вернулся в свою страну, и снова у готов завязалась междоусобная война. Одолев Фритигерна, Афанарих восстановил свое прежнее могущество и воздвиг жестокое гонение на христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Афанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и после жестоких истязаний брошен в огонь, где и скончался 15 сентября 372 г. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления. Позднее частица мощей великомученика Никиты была перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.

 

 

Тропарь святому великомученику Никите:

Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Первые сведения о храме.

Первая древняя церковь располагалась с севера от торговой площади в верховье Городенковского оврага. До 1685 года на этом месте сменилось несколько деревянных зданий. По описи Калуги 1626 г. на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая «На посаде». В 1685 году была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи 1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с « колокольнею в 7 колоколов». Посвящение придела было изменено по просьбе новых прихожан в память о храме покинутого села Спасского.

 «В 1678г. по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова сей церкви дан антиминс…». Помета стоит под названием «церкви Никиты Чудотворца, что на площади». К тому же времени относится упоминание церкви под названием «Никиты великомученика, что на Старом торгу». Называли её и «Никитской церковью, что на подзавальях».

К 1685 году прихожане Рождество-Богородицкой церкви перестроили здание церкви, расширив его и сделав из кирпича. При строительстве нового здания церкви по желанию вновь прибывших прихожан из села Спасского, придел Николая был заменен приделом великомученика Никиты в память бывшего в селе Спасском храма, построенного боярином Никитой Ивановичем Романовым, дядей первого русского царя из рода Романовых, во имя великомученика Никиты. Расположенная в самом центре культовая постройка быстро завоевала популярность ввиду близости к Старому Торгу. Улица, проходившая вблизи в направлении к р. Оке и к Москве, стала называться «Никитской». Овраг, доходивший до церкви и заканчивающийся у р. Оки – тоже назывался Никитским или Городненским (ров был засыпан только в 1782 году).

Выстроенные в конце 18 века два северных корпуса «Гостинного Двора» назывались «Никитскими», как явствует из рукописного чертежа, сохранившегося в Калужском областном краеведческом музее. Чертеж выполнен П.Р. Никитиным или И.Д. Ясныгиным, архитекторами, строившими Гостинный Двор.

В 1754 г. во время крупнейшего калужского пожара, истребившего 1200 жилых домов и 14 церквей, церковь вмч. Никиты также пострадала от огня горевших Гостинных рядов. В 1755 году она была возобновлена, о чем рассказывают клировые ведомости. Тогда же была достроена или перестроена колокольня. Южный придел во имя Иоанна Златоуста был устроен в 1850-х годах по проекту И.Д. Ясныгина.

Архитектура.

Здание Никитской церкви того времени отличается оригинальностью и в то же время имеет много черт, характерных для калужского культового зодчества 17 столетия. Так, объем четверика несколько вытянут с юга на север, а не квадратен. В плане первоначальная трапезная равна по своей ширине ширине четверика и ширине алтарной части. Под зданием церкви размещается 6 вместительных подвалов и имеется место для начала внутренней лестницы на колокольню. Благодаря своему размещению на крутом участке земли, здание с южной стороны кажется стоящим на втором этаже, являющемся по существу цокольным этажом хозяйственного назначения. Ворота цокольных помещений выходили на юг напротив Гостинного двора.

Фасады четверика обильно декорированы архитектурными деталями, свойственными другим сооружениям Калуги 17 века: пучками колонок, акцентрующими углы, карнизами из фигурного кирпича, рядами декоративных кокошников, с нишками для цветных изразцов. Главы отличались богатством и уникальностью. Главная глава четверика была двойная, в два яруса размещались луковицы. Боковые четыре главки были собраны воедино, близко поставлены к главной главе. Но их расположение отличалось неповторимостью: главки были поставлены не по углам четверика, а посредине фасадов и ориентированы по четырем сторонам света. Подобный пример в архитектуре калужских культовых зданий можно найти только в здании Ромодановской церкви (1694 года), для которой Никитская церковь являлась не только аналогом, а образцом по времени возведения.

Трапезная Никитской церкви перекрыта цилиндрическим сводом. Боковые приделы более позднего происхождения. Северный придел пристроен по проекту архитектора И.Д. Ясныгина, в 1790 году, о чем свидетельствует его подписной собственноручный чертеж, сохранившийся ныне в фондах Калужского областного краеведческого музея. Наряду с обмером первоначального объема, чертеж показывает пристраиваемую северную часть, выделенную красной краской. Историк Д.И. Малинин описывает, что свод в северной части придела опирается на столп. В 19 веке возникли две крытые паперти с севера и юга от четверика. Они были построены архитектором Н.Ф. Соколовым в 1825-26 годах. В плане эти крытые паперти имеют неправильную геометрическую форму, соответствующую очертаниям угла городского квартала, где расположен объект.

В 1825-26 годах архитектором Н.Ф. Соколовым была перестроена алтарная часть четверика. Первоначальная трехчастная апсида при этом была заменена прямоугольным объемом в плане. Три полукруглые традиционные выступы были заменены ампирным кубическим объемом с тремя проемами, выходящими на б. Никитскую улицу (ныне ул. им. В.И. Ленина).

Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Из них два яруса 17 века,третий и четвертый яруса колокольни возведены в первой трети 18 века и имеют восьмигранные очертания в плане. Колокольня завершалась легким шатром. Первоначально верхний ярус колокольни имел три часовые циферблата, что видно на всех многочисленных фотографиях здания ( Верх колокольни был разобран в 1932 году).

Общий облик памятника, смешанный по своей природе, все же обладает определенной гармоничностью. Многочисленные классические крытые паперти не закрывают живописный объем 17 века, а являются как бы его окружением и поддержкой.

Как отмечает Д.И. Малинин в своем путеводителе 1912г., своды и стены храма были расписаны. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.).

Внутреннее убранство.

По описи 1800г. значится: «Внутри церкви иконостас деревянный, позлащенный о шести ярусах. В первом ярусе: Царские врата резные, на них изображены резьбою образ Сошествия Святаго Духа, без венцов. По правую сторону Царских врат - Образ Отечества Господь Саваоф и Иисус Христос. На нем риза накладная серебреная и позлащенная и два венца серебренные и позлащенные, семьдесят второй пробы, в них весу и с позолотою двенадцать фунтов девяносто три золотника. Против праваго клироса образ великомученика Никиты штилистовый, на нем оклад медной , венец с гривною и еще маленький венчик серебряный и позлащенный без пробы. Около его образа написаны на большой доске разные праздники и святые без окладу и без венцов. По левую сторону Царских врат- Образ храмовой Рождества Богородицы с зачатием и Введением во храм Богородицы. На нем риза накладная серебреная и позлащенная 72 пробы, в ней весу 18 фунтов и сорок шесть золотников. Против леваго крилоса образ Иоанна Богослова и Сергия Радонежского чудотворца. На них положены три венцы и риза накладная серебреная непозлащенные 72 пробы, весу во всем одиннадцать фунтов тридцать восемь золотников. На северных дверях образ архидиакона Стефана, а на южных - архидиакона Филиппа. Во втором и третьем ярусах иконостаса образа двунадесятых праздников без оклада и без венцов. В четвертом ярусе иконостаса образа посредине деисус, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В пятом ярусе иконостаса образа в середине Печерския Богоматере, а по обеим сторонам святых пророков без окладов и без венцов. В шестом ярусе иконостаса образа в средине Господа Саваофа, а по сторонам святых праотец без оклада и без венцов. Сверх иконостаса крест, на нем Распятие резное, а по сторонам по два образа на круглых досках писаны без окладов и без венцов».

По той же описи «в приделе святаго мученика Никиты» зафиксирован ещё: « Внутри церкви иконостас деревянный о пяти ярусах позлащен. В первом ярусе посреди иконостаса Царские врата, на них образа Благовещения и четырех Евангелистов без окладу и без венцов. По правую сторону Царских врат образ Спасителев по полям без окладу, на нем венец серебрянный непозлащеный непробнаго серебра весом двадцать шесть золотников. Образ храмовой святаго великомученика Никиты, на нем над главою образ Нерукотворенного Спаса. На нем венец и риза, также на Нерукотворенном Образе риза и венчик, накладные серебреные позлащеные 72 пробы, весу во всем оном и с позолотою двенадцать фунтов. К стене против праваго крилоса в иконостасе образ Животворящего Креста Господня, на нем Распятие с предстоящими Богоматерию и Богословом и прочими резные. На нем два венца медные. По левую сторону Царских врат образ Боголюбския Богоматере, по полям без окладу. На нем два венца сребреные непозлащеные безпробнаго серебра весу тридцать золотников. На северных дверях образ архангела Михаила без окладу и без венца. Образ святителя и чудотворца Николая, над ним образа Спасителя и Богоматери. На нем риза накладная и венец в ч.6 штуками финифтяными серебреными позлащены, весу во всех онех с штуками тринадцать фунтов и девять золотников… Во втором ярусе предельнаго иконостаса образа двунадесятых праздников без окладов и без венцов, точию на одном образе Воскресения Христова. На нем венчик маленький сребреной. В 3-м ярусе иконостаса образа, посредине Царем царь, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В 4-м ярусе иконостаса образа, в средине Печерския Богоматере, а по сторонам святых пророков, без окладов и без венцов. В 5-м ярусе иконостаса образ Отечества и посреде Богоматере без окладу и без венцов. Сверх онаго образ Распятия Господня, написанный без венца».

В годы Отечественной войны 1812 г.

С 1799 по 1819 годы церковь приобрела большое значение и стала выполнять роль кафедрального собора в связи с тем, что Троицкий собор пришел в ветхость , и с 1809 года служба в нем уже не проходила.

В годы Отечественной войны 1812 года в Никитской церкви освящалась хоругвь Калужского ополчения, служились молебны о даровании победы русскому оружию, провозглашались царские манифесты, обращения губернатора и известия о боевых действиях.

В эти тревожные дни Калуга играла важную роль, и имя города тесно связано с историей этой войны. 6 июля был получен манифест, призывавший к оружию и пожертвованиям на защиту Отечества все сословия государства. Манифест оглашался в кафедральном соборе и затем на паперти,т.е. перед фасадами церкви великомученика Никиты.

В стенах церкви великомученика Никиты была вручена предводителю калужского ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской Божией Матери и праведного Лаврентия Калужского. Речи и напутствия звучали у здания церкви. Тут воинство клялось в верности Родине. Распоряжения и обращения Кутузова тоже оглашались в церкви вмч. Никиты и были необходимы для поддержания патриотического настроения. .

Хоругвь Калужского народного ополчения после 1815 года вернули в собор,т.е. б.ц. Никиты, где она и сохранялась до 1819 года, до открытия нового здания собора. Таким образом, здание памятника архитектуры 17 века- церкви великомученика Никиты было нерасторжимо связано с историей борьбы и победы русской армии в войне 1812 года. Анализ росписей стен собора поможет ярче раскрыть в тематике росписей историю борьбы с иноземными захватчиками.

История храма в 19-20 веках.

Дальнейшая история церкви такова. В 19 столетии здание храма было увеличено и частично реконструировано. После 1917г. церковь была закрыта в 1926г. В марте 1929г. властями было принято решение снести верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудовать. В 30-х годах здание храма использовалось как склад зерна и овощей,в алтарной части было жильё. В октябре 1941г. в алтаре был пожар, но свод не обрушился.

В 1944 г. горисполкомом было решено устроить в здании кинотеатр для детей. Для нужд кинотеатра в бывшей трапезной храма сооружена сцена и возведены перегородки, отделившие её от приделов и колокольни. Южный придел и ярус колокольни расчленены перегородками. Северный притвор перепланирован, в южном ликвидированы лестница в подцерковье и отделявшая её стена.

Детский кинотеатр открылся 25 марта 1950 года и получил название «Пионер». В первый день в нем демонстрировался фильм по сценарию Сергея Михалкова «У них есть Родина». Вскоре после открытия при кинотеатре появился так называемый «Детский сквер», в центре которого располагался круглый фонтан с гипсовой композицией: девочка из кувшина поливает мальчика. Со временем фонтан заменила изящная чеканная композиция «Косули».

В 1966 году при разработке нового генплана города Калуги предполагалось снести многие памятники архитектуры, в т.ч. и здание церкви. Но проект был пересмотрен, ценный памятник архитектуры сохранен.

В 90-х годах в здании кинотеатра размещались коммерческие структуры, скверик пришел в запустение. С начала 2000-х годов территория бывшего «Детского сквера» постепенно благоустраивается.         

22 мая 2001 года в сквере представители Калужского общероссийского общественного движения «Россия Православная» торжественно освятили Покаянный Крест в память респрессированных священнослужителей и порушенных большевиками храмов. 

Восстановление храма.

С 1993 года Епархия неоднократно направляла запросы о возвращении храма для восстановления и возобновления в нем богослужений. И только в октябре 2004 года решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии.

В январе 2005 работы по восстановлению храма были поручены диакону Алексею Пелевину.

Восстановительные работы в храме начались в апреле 2005 г. и 28 сентября 2005г. после более чем 80-летнего перерыва, в Никитском храме было совершено первое богослужение (молебен с акафистом), которое совершили архимандрит Никита (Ананьев) и священник Алексей Пелевин. 18 января 2006 г. Была совершена первая Божественная литургия. 28 сентября 2006 г. Архиепископ Людиновский Георгий на престольный день совешил первую Литургию архиерейским чином.

6 апреля 2007 года в нишах каменной стены сквера у храма были открыты три образа - Великомученика Никиты, Иисуса Христа и Калужской Божией Матери. Все они выполнены в виде барельефов на тёмном камне.

На Пасху 2007 была совершена первая Божественная литургия в восстановленном правом пределе великомученика Никиты. 28 сентября 2008 архиепископ Георгий освятил кресты на колокольню и на апсиду алтаря. На Благовещение 2009 с колокольни Никитского храма прозвучал первый колокольный звон.

27 декабря 2009 года митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении иерея Алексея Пелевина и собора духовенства совершил Великое освящение трех пределов храма. В этот же день был освящен памятный крест, сооруженный в честь события освящения храма и 325-летнего юбилея со дня его постройки.

3 января 2010 впервые была открыта Рождественская неделя и вертеп возле стен Никитского храма. 28 сентября 2010 храм отметил свой 325 летний юбилей.

По просьбе прихожан, не имеющих возможности совершить паломнические поездки к другим христианским святыням, поклониться, помолится перед их честными мощами, отец Алексий организовывает привоз христианских святынь в храм. Таким образом, восстанавливаются старые добрые традиции путешествия святынь по православным храмам Святой Руси для поклонения верующих. Жители Калуги имеют возможность обогатиться духовно, обратиться к великим угодникам Божиим с молитвой, испросить помощи в житейских трудностях, помолиться об исцелении телесных и душевных недугов. Во время совершения специальных богослужений перед святынями можно подать записки с просьбой помянуть родственников. Поскольку храм открыт ежедневно верующие могут совершить молитву в любое удобное для них время.

Для маленьких прихожан в храме имеется специальная икона, расчитанная на детей и маленький подсвечник рядом.

Каждую среду совершается акафист перед Калужской иконой Божией Матери, каждую пятницу читается акафист блаженной Матроне Московской. В другие дни читаются акафисты великомученику Никите и угодникам Божиим, чьи мощи пребывают в храме. После Литургии на следующий день, тому святому, которому читался акафист совершается еще и молебное пение с освящением воды.

 

Настоятель храма также является настоятелем храма в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских в деревне Чижовка на правом берегу. Храм был почти полностью разрушен. В настоящее время там тоже ведутся восстановительные работы. С апреля 2009 г. началась реконструкция, к в 2011 в храме планируется совершить первое богослужение.

Калужанам полюбился Никитский храм, потому что там всегда рады видеть всех приходящих в него. Никто не уйдет из этого источника благодати, не получив духовной помощи и утешения.

За прошедшее время восстановлен не только сам храм, имеющий обширные помещения в цокольном этаже, но и совместно с городом реконструирован принадлежащий храму сквер, в котором установлен памятник Петру и Февронии Муромским. При храме с 2009 года действует Духовно-Просветительский Центр. В цокольном этаже располагается общественная библиотека имеющая более 7000 томов литературы и 700 видео- и аудиодисков, работают детская и взрослая воскресные школы, действует еженедельный  кинолекторий, дважды в месяц ведет прием православный юрист, выпускаются брошюры к знаменательным датам и о деятельности храма и его Духовно-Просветительского Центра, совершаются паломнические поездки по святым местам. В сквере при содействии Калужской Епархии и администрации города проводится  совместное празднование Дней православной книги, Дня славянской письменности и культуры, Дня семьи, любви и верности, Дня крещения Руси и  Дня города. В 2013 году в храме успешно осуществлен проект «Организация кинолектория при Духовно-Просветительском Центре во имя вмч. Никиты», получивший грант фонда «Православная инициатива». Благодаря этому были оснащены демонстрационный зал кинолектория и сквер храма, что позволило существенно расширить  круг участников кинолектория и проводимых в сквере совместных городских мероприятий.

При храме действует церковная лавка с большим ассортиментом икон и святынь, православной литературы и дисков, товаров для совершения церковных таинств и треб.

Многое, что сегодня сделано в храме, было бы не возможно без помощи благочестивых ктиторов. Поэтому особую благодарность хочется выразить попечителям храма:

Палашичевой Лидии Андреевне

Ген.директору ОАО «Калужский ТИСИЗ» Тереховой Н.В.

Ген.директору ЗАО «Калугасельводстрой» Борису В.М.

Директору КЕРПО Попковой Л.Л.

Ген.директору ОАО «Калужский Хлебокомбинат» Гончарову Л.Н.

Ген.директору ЗАО «Колибр» Денискову С.В.

Ген.директору ООО «Людмила» Прокофьевой В.Г.

Ген.директору ООО «Галантус» Митрофанову О.Г.

Начальнику Управления ЗАГС г.Калуги Паненковой М.В.

Исполняющему обязанности Городского Головы г.Калуги Баранову К.В.

Заместителю Городского Головы г.Калуги Буравцову В.А.

Петракову Анатолию Ивановичу

Образцову Андрею Александровичу

Отдельные слова признательности хочется выразить Артамоновой Зое Иосифовне,

начальнику Управления социальной защиты населения г. Калуги.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 35 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте