24 марта. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Накануне вечером в Никитском храме было совершено всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма. В сам день воскресения, по традиции, было совершено две божественные литургии. Раннюю литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Максиме Коновалове. По окончании литургии настоятель поздравил прихожан с первым воскресным днем великого поста и произнес проповедь по случаю Торжества Православия. Позднюю литургию совершил иерей Сергий Третьяков при диаконе Димитрие Маркове и диаконе Максиме Коновалове. По окончании божественной литургии проповедовали: диакон Максим Коновалов на тему апостольского чтения и иерей Сергий Третьяков на тему совершаемого в этот день Торжества Православия. В завершении богослужебного дня был совершен чин Торжества Православия.
С XIX века, когда была повержена сотрясавшая Церковь ересь иконоборчества, Церковь совершает это глубокое по своему богословскому значению празднование, чествуя память тех, кто утверждал ее на протяжении двух тысячелетий истории христианства. Во всех кафедральных соборах, приходских церквях и монастырях совершалось особое богослужение с возглашением анафемы тем, кто посягал на единство Церкви, пытаясь внести разделения своими лжеучениями.
Почитание икон, основанное на Священном Писании и утвержденное еще при первых христианах, до 8 века оставалось неприкосновенным, когда иконоборческая ересь распространилась по многим странам. Почитатели икон подверглись жестоким гонениям. Святые образы и мощи подвижников - бесценные святыни Православной Церкви тогда безжалостно уничтожались.
После 7-го Вселенского Собора 787 года, закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. А благочестивая византийская царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет отлучён!".
Святитель Мефодий, избранный Патриархом Константинопольским, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии.
Торжественно исповедуя веру, Церковь своих чад научает основам Православия. Вопреки бытующему до сих пор мнению, что христианство - религия необразованных людей, Церковь всегда утверждала необходимость для верующего быть грамотным: знать свою духовную традицию, Священное Писание, вероучение, чтобы "каждый мог дать ответ в своём уповании". Особенно важно это в начале подвига Великого Поста, когда человеку приходится бороться со своими пороками и несовершенствами. Благодатью Божией, которая дается через веру, можно победить в себе греховность и эгоизм.
https://nikita-hram.ru/index.php/component/content/article/7-novosti/340-24-marta-nedelya-1-ya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya#sigProGalleriabef14de82c