В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Никитском храме было совершено ночное Рождественское Богослужение.
В ночь с 06 на 07 января 2020 года в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма-иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено праздничное ночное Рождественское Богослужение: Великое повечерие, полиелейная Утреня и Божественная Литургия.
На Сугубой ектение за Божественной Литургией возносились Молитвы о единстве Святого Православия и мире на Украине. Также, уже в завершении Богослужения, были зачитаны «Рождественское послание патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» и «Рождественское послание митрополита Калужского и Боровского Климента освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви».
Многие верующие в эту ночь приобщились Святых Христовых таин. В окончании Богослужения духовенством во главе с настоятелем Храма было совершен чин славления праздника.
Отец Алексий обратился к присутствующим с проповедью, поздравил с праздником. Маленькие прихожане получили сладкий подарок.
***
ПУТЬ ВОЛХВА.
Рождество Христово.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В дальний путь отправились волхвы, чтобы увидеть Младенца, о Котором они получили откровение. Непостижимо яркая, как знамение будущей неведомой жизни, вела их звезда через пустыни и дикие скалы, через опасности и скорби, через соблазны дальнего пути и преткновения сомневающегося разума. Что должны были знать они о Младенце, чтобы, презрев всё, пуститься в неблизкий и опасный путь? Какая надежда руководила ими, какая радость и кем была обещана этим восточным мудрецам, которые потому и считались таковыми, что им, как никому, была известна великая тщета всех земных радостей, всех человеческих упований, всех мирских надежд? Разве не там, на загадочном и неторопливом Востоке, открылась мудрецам, мыслителям и поэтам нехитрая и вместе глубокая истина о том, что за великим смыслом жизни вовсе не обязательно отправляться в далёкие неведомые края? Разве не знали они, философы и звездочёты, что для постижения мира довольно, оставаясь в блаженном покое, созерцать в течение всей жизни каплю росы, чашечку цветка или сад камней? Что же заставило их нарушить неписаные правила векового уклада, покинуть медлительную дрёму Востока и отправиться на Запад?
Бог позвал этих троих и, подобно рыбе, преодолевающей стремительное течение, когда приходит время нереста, они устремились на зов Божий без колебаний и сомнений. Видно, велика была цена этого движения. Видно, непостижимо высока была награда, раз им, которым ведом был “и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье”, понадобилась какая-то иная истина, какое-то новое, прежде неведомое знание.
И они получили искомое! Именно поэтому, увидев звезду, они, как пишет евангелист, “возрадовались радостью весьма великою” (Мф.2.10). Эта великая радость овладела восточными мудрецами и звездочётами потому, что им, всё уже, казалось бы, знавшим, открылась новая истина о Боге, которая стоила всего их предыдущего жизненного опыта, всего их прежнего глубокого знания. В маленьком Мальчике, лежащим в овечьих яслях, спеленатом и таком слабеньком, таком беспомощном, они узнали Бога – Творца мира, Того, Чью мощную десницу, Чью силу и власть они наблюдали, созерцая в полуночном небе таинственные пути бесчисленных звёзд. И из этого удивительного, потрясающего открытия они сделали единственно правильный вывод: Вечный и Всемогущий, Тот, Чьим творческим Словом была изведена из небытия тварь, на самом деле любит Своё творение, любит и жалеет запутавшегося в тенетах страстей человека, причём любит и жалеет до такой степени, что “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Флп.2.7).
Они, волхвы, знатоки душ человеческих, ведующие греховную людскую природу, прекрасно знали, что никогда силач добровольно не откажется от своей силы, чтобы пожалеть слабого. Они знали, что красотка никогда по своей воле не откажется от собственной привлекательности, чтобы таким своеобразным способом утешить дурнушку. Им ведомо было, что богач не отдаст своё богатство нищим, чтобы им было чем накормить и обогреть себя и детей своих. Они, хоть и мудрые по-человечески, но по-человечески же и грешные, то же самое когда-то мыслили и о Боге: зачем Всемогущему становиться слабым и жалким, зачем Вседержителю рождаться в непотребном хлеву, а не, скажем, в царском дворце?
И вот, они поняли – зачем! Затем, что “Бог есть любовь” (1.Ин.4.8). Они поняли, что Бог благоволил пройти путём человека, чтобы и человек получил возможность пройти путём Бога. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Чтобы он, бедняга, получил возможность святости, чтобы он наследовал Жизнь Вечную. Они узнали о Боге то, что в учёных книгах не прочтёшь и, созерцая звёзды, не вычислишь. Потому и обрадовались они “радостью весьма великою”, после чего “иным путем отошли в страну свою” (Мф.2.12). Что значит “отошли иным путём”? Это значит, что все их мысли, все думы, все их былые жизненные стратегии отныне стали иными, изменились раз и навсегда. Им, искушённым восточным мудрецам, стало понятно, что всё, во что они верили прежде, – ничто рядом с этим Младенцем, Которого “согревает дыханье вола”! Какая там астрология! Какой там “гад морских подводный ход”! Что вообще можно поставить рядом с великой и жертвенной любовью Бога к человеку?..
Поблёскивает воздух Рождества.
И новый снег на старую дорогу
упал, как скатерть. Выстлан путь волхва.
Спеши, мудрец, спеши, провидец, к Богу.
Спеши, но возвратись и сообщи о том,
что свят Младенец – наше Упованье.
Мудрец вернётся тихо. Волхвованье
оставит. Жизнь окончит пастухом.
Аминь.
7 января 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский.
По материалам сайта www.hram.info.