16 января. 30-я Неделя по Пятидесятнице, перед Богоявлением. Память святого пророка Малахии.

15 января 2022 года, субботним вечером, в канун 30- й Недели по Пятидесятнице, перед праздником Богоявления, и в канун дня памяти святого пророка Малахии, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение.

16 января 2022 года, воскресным днём, в Храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоустого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.

Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова.

На Апостольском чтении  за Богослужениями был зачитан отрывок из «Второго Послания к Тимофею святого апостола Павла» (Гл.04, ст.05-08),в котором мы слышим заключительные наставления апостола Павла к Тимофею.

За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Марка (Гл.01, ст.01-08), содержащий рассказ о проповеди Иоанна Крестителя. Из сегодняшнего фрагмента мы узнаем, что Иоанн был аскетом, жил в пустыне, проповедовал народу и сопровождал свою проповедь особым ритуалом — омовением в водах Иордана. Его деятельность вызывала большой интерес среди иудеев, а его суровый аскетический облик привлекал к нему толпы народа. Проповедь Иоанна, насколько можно судить, носила, прежде всего, моралистический характер. Главную цель своей миссии он видел в том, чтобы приготовить путь Тому, Кто сильнее его и Кому он недостоин развязать ремень обуви. Кто этот человек, Иоанн не знал до тех пор, пока Он не появился на берегу Иордана.

 

По окончании Литургий совершались праздничные Молебны, уставные Панихиды.

***

В неделю перед Богоявлением (Мк 1:10-8).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено грядущему празднику Крещения Господня. Этих святых дней, от Рождества Христова до Его Крещения, которые мы сейчас проходим, в прежние времена не было. Был единый праздник, который назывался Богоявлением и объединял и Крещение Господне, и Его Святое Рождество.  И только позже эти два праздника стали праздновать в разное время, а двенадцатидневный период между ними, Святки, – это святые дни, ожидание Крещения.

С этого ожидания начинается Евангелие от Марка. Как Евангелие от Матфея начинается ожиданием Рождества Христова, и в самом начале перечисляются роды, через которые Христос пришел в мир, так Евангелие от Марка начинается подготовкой к Крещению Господню через пророчества, которые наполняют Ветхий Завет. Эти пророчества будут читаться в ближайшие дни, когда мы будем ожидать Крещения Господня.

В них говорится о том, что земля, которая ожидает пришествия Бога, должна уготовать пути Господни, всякая гора должна понизиться, всякая ложбина должна возвыситься. Все кривые тропы и пути должны стать прямыми. Эта земля, о которой говорит нам пророчество, ждет пришествия Господня.

«Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему», – говорит пророк Исайя, обращаясь ко всем нам. Потому что земля – это каждый из нас. Это та самая земля, в которую Господь вдохнул дух Своей Жизни, через которую человек стал живой душой, образом и подобием Божиим. Это та же земля, о которой сказал Господь Адаму, изгоняя его из Эдемского сада, что будет она приносить волчцы и тернии, и человек будет в поте лица трудится над ней. Это про нас, не только про эту землю, которая действительно превращается в пустыню, перестает плодоносить, становится мертвой, каменистой и иссохшей. Это про каждого из нас, про наше сердце, про нашу душу, про наши мысли.

К нам сегодня обращается этот голос, нам предстоит уготовать пути Господни и прямыми сделать стези Его. Это в каждом из нас всякая гора гордыни должна смириться и понизиться, всякая яма уныния, тоски и бессилия должна возвыситься. Это про нас говорит пророк.

Но мы также должны понять, в каком состоянии мы находимся: мы совсем не та ровная, ухоженная, прямая земля, по которой радостно и легко ступал бы Господь нам навстречу.

Преподобный Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит такие слова: «Кривое правило и прямое делает кривым». Когда человек делает себя мерой для других, когда он от себя определяет, что правильно, что необходимо, что достойно, что по-настоящему верно, то тогда все правильное становится кривым, потому что не могут кривые пути вести в правильном направлении. Не может дорога битая и разъезженная не трясти путника, который по ней едет.

И когда человек считает, что с ним все в порядке, что каждое его слово – правильное, а мнение – абсолютное, он все делает от себя, и происходит очень большая подмена. Человек, прежде чем о чем-то говорить и судить, должен понять, кто он такой, что он за человек, каков он.

Из чего ты исходишь? Готов ли ты по-настоящему понять, что в тебе правильно и что неправильно? Что в тебе искажено, а что уже исправлено Господом?

Это очень важно, потому что уготовать пути Господни — это, на самом деле, по-настоящему понять, что ты и есть эта земля, к которой обращается Иоанн Креститель. Он приходит и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Что значит «покайтесь»? Что значит «уготовайте»?

Человек может писать на бумаге и долго на исповеди перечислять свои грехи, все то, что мы все давно и хорошо знаем. Об этом ли покаянии говорится у Иоанна Крестителя? Может быть, покаяние начинается с того, что человек учится правильно видеть себя? Что человек не боится, прежде всего, признаться себе, кто он есть? Что человек есть эта земля иссохшая? Пока он не увидит себя таковым, всякое покаяние будет чисто формальным перечислением грехов, и заповеди для человека будут только внешним исполнением воли Божьей. Потому что заповедь – это правило, как правилом является, к примеру, наше молитвенное правило и наши посты. Но правила надо и правильным образом воспринимать. А если человек искажен, то он будет искажать и всякое правило, и всякую заповедь.

А заповедь, которую нам дает Господь, – это не закон, это не приказ, это не уголовный кодекс. Это – свобода.

Заповедь дается свободному человеку для того, чтобы он свободно и радостно с этой заповедью жил. Заповедь дает жизнь. Но иногда заповедь становится для человека невыносимой, смертельной. Иногда она становится мертвой, потому что сам человек не жил, и нет у него понятия о самом себе.

И это очень и очень важно: путь для Бога открывается тогда, когда у человека есть понятие о самом себе. Когда человек умеет и не боится признать свое несовершенство, свое искажение и непрямоту. Признать то, что его мнение в этом мире – всегда ошибочное. Когда он смотрит на человека или на какое-то явление и вообще вокруг себя, он должен признать ужасную вещь – что у него, как в глазу у Кая, осколок кривого зеркала, через который он смотрит на мир. И мир становится не тем, который задумал Господь. И пока этот осколок, по-настоящему, со слезой, из наших глаз не выйдет, мы не можем ни заповеди соблюдать, ни молиться, ни прощать, ни любить по-настоящему.

Уготовать путь Господень для каждого из нас – это значит услышать призыв Иоанна Крестителя о покаянии. Это значит, прежде всего, обратить внимание на самого себя и признать, что мы и есть эта сухая, безжизненная земля, поросшая волчцами и терниями, полная рытвин и холмов, которые мешают Господу идти только потому, что мы не хотим признать! И путь Господень оказывается простым, только тогда, когда человек с радостью признает, что он и есть эта земля, и вот в этой земле родился Христос. Господь родился среди этих холмов, ложбин и ям, чтобы прийти к нам.

И когда человек признаёт себя таковым — Да, Господи, я такой, приди ко мне! — холм гордыни начинает снижаться, уныние, которое все время клонит нас вниз, начинает рассасываться, и мы уже способны поднять глаза.

Вот этот глас вопиющего в пустыне: «Уготовайте путь Господень и прямыми сделайте стези Его!»

Аминь.

 2017.

Протоиерей Алексий Уминский.

По материалам сайта www.trinity-church.ru.

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 236 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте