Таинство – это священное действие, через которое невидимым образом подается человеку Благодать Святого Духа или спасительная сила Божия. Все таинства Церкви установлены самим  Её Основателем – Христом Спасителем. По учению Церкви, Таинства совершает Сам Господь посредством молитвы и действий священника. В этот момент материальные предметы, не изменяясь внешне, получают иную сущность, становятся вместилищем бытия мира иного. Например, хлеб и вино в Таинстве Евхаристии преобразуются в Тело и Кровь Христа. Название «таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:

По какому признаку Таинства выделены из всей полноты мистической жизни Церкви? Ведь в духовной жизни всё таинственно. И во время освящения воды или дома тоже действует таинственная сила благодати Божией. Но только в Таинствах благодать Божия, преображая материю, воздействует на самого человека.

Таинство Крещения - это первое Таинство, с которого начинается христианская жизнь человека, духовное рождение в новую жизнь, в Царство Божие. По катехизису святителя Филарета Московского «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Аще (если) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти) во Царствие Божие» (Ин.3:5.

Таинство Крещения  установлено Самим  Господом Иисусом Христом, и его можно назвать основополагающим Таинством для христианина.

 

Перед  Своим Вознесением Христос повелел ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28,19-20).

Крещение - сознательный выбор жизни со Христом.                              

В раннехристианские времена  не все люди, исповедовавшие Христа, торопились принять Святое Крещение. В Таинстве Крещения человек освобождается от всех своих предыдущих грехов, поэтому люди старались креститься как можно позже. Но нередко случалось и так, что человек  внезапно умирал прежде Крещения, поэтому от такой практики вскоре отошли и появилась традиция крестить младенцев. Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников( крестных), которые несут ответственность за воспитание ребенка в Православной вере, поскольку сам ребенок ещё не может сделать  сознательный выбор. В чине Крещения  восприемники произносят за ребенка молитву «Символ веры» и отрекаются от сатаны, тем самым свидетельствуя о собственном христианском  мировоззрении и готовности воспитывать ребенка по-христиански.  У каждого младенца, принимающего Таинство Крещения, должны быть крестные, или хотя бы один крестный: для мальчиков-  мужчина, для девочек- женщина. Они обязательно сами должны быть крещеными и перед Таинством пройти огласительные беседы по азам Православия.

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры и, по возможности, знать основные молитвы. Для совершения Крещения и детям, и взрослым нужно иметь: крестик, крестильную рубашку, большое полотенце.

Сразу же за Крещением следует другое очень важное Таинство, которое совершается один раз в жизни человека - Таинство Миропомазания., составляющее неотъемлемую часть крещального священнодействия.

Миропомазание   Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. После погружения в купель священник крестообразно помазывает лоб крещаемого, грудь, глаза, уста, уши, руки и ноги- для освящения всей последующей жизни христианина.

 

 

 

      Но на протяжении всей своей жизни человек совершает множество мелких и тяжких грехов и отпадает от Церкви, поэтому каждому человеку необходимо  Таинство Покаяния.  В своих домашних молитвах человек тоже может каяться, но получить отпущение грехов можно только через священника.  Покаяние  Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Святые Отцы Таинство Покаяния( Исповеди)  называют « вторым крещением». В нем к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны каждому человеку в крещении и оказались утрачены им через грехи. Приготовление к Исповеди состоит в осознании своих грехов и чистосердечном раскаянии в них с твердым намерением стараться в дальнейшем жить по Закону Божию.  Таинство Исповеди совершается в храмах утром в день служения Божественной Литургии  или накануне вечером.  

Для укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях недостаточно одного покаяния. Преподобный Серафим Саровский говорит, что возрождение души совершается через два таинства: « через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых». По обычаю Церкви за Таинством  Покаяния следует Таинство Причащения.  Таинство Причащения (Евхаристия) пришло к нам непосредственно из евангельских времен: первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами.  

         Причащение   Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни.  Основой подготовки к Таинству Причащения является покаяние, а также пост и молитва. Перед  Причастием положено три дня поститься, а в день Причастия с 12 часов ночи ничего не есть и не пить, т.к. причащаться можно только натощак. Желательно по возможности посещать богослужения в храме и более прилежно молиться дома. Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома Последование ко Святому Причащению, каноны покаянный, Богородице и Ангелу Хранителю. Всё это настраивает душу  на духовный лад и подготавливает её к встрече со Христом.

Есть и еще одно Таинство исцеления тела и души -  Елеосвящение, или Соборование. Елеосвящение   Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. У первых христиан оно совершалось преимущественно над тяжелобольными, но когда возникла практика строить при храмах больницы - совершение Таинства Елеосвящения переместилось в Церковь. Сейчас в храмах Соборование совершается преимущественно Великим постом, который является временем сугубого покаяния и участвуют в нем не только тяжелобольные, но и здоровые - для очищения своей души от всех грехов, забытых и неосознанных. Подготовкой к этому Таинству является Исповедь, которая совершается в храмах накануне. 

     Брак   Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Церковный брак - это соединение двух людей в единое целое, таинственное событие, происходящее не только на земле, но и «на небесах». Поэтому в христианстве семью называют «малой церковью». Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак и прошел беседу со священником перед венчанием.  Для венчания нужно приготовить: обручальные кольца, венчальную пару икон (Спасителя и Богородицы),венчальные свечи, рушник( полотенце).В день Венчания жениху и невесте нужно прийти к началу Божественной литургии, исповедаться и причаститься Святых Тайн.

     Священство   Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Пасти Церковь – значит, наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Для того, чтобы питать жизненные силы человека, необходимо постоянное общение с Богом – Источником Жизни. Все Таинства – это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом.

 

2. Требы

     Многообразны ситуации, в которых нам требуется Божия помощь. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб – так как совершаются по требованию верующих.

Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Самые распространенные требы,  или обряды, это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома,  машины, всякой вещи.

Моление о живых (о здравии) называется молебном.

Молебен – особое богослужение, при котором верующие просят Господа и Его святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они совмещаются с чином малого освящения воды. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или святым  (Акафист богослужебное поэтическое произведение, в котором прославляется и восхваляется то событие или лицо, которому оно посвящено.

Об умерших (за упокой души) Церковью совершаются панихиды и отпевания.

Панихида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.

Первую панихиду по усопшему можно заказать еще до отпевания. Затем полагается служить панихиды в третий, девятый и сороковой дни.

В третий день Церковь вспоминает трехдневное воскресение Иисуса Христа и молит Спасителя воскресить умершего для будущей блаженной жизни.

В девятый день Церковь просит Господа,чтобы Он причислил новоперставленного к угодникам Божиим, которые разделены, как и Ангелы, на девять чинов.

В сороковой день Христос вознесся на небо. Церковь просит, чтобы и умершего Господь вознес в небесные обители.

В годовщину смерти тоже полагается отслужить панихиду,  поскольку это -день нового рождения для вечной жизни. Совершаются панихиды  и в дни рождения и тезоименитства усопшего. Кроме панихид по отдельным усопшим, Церковью совершаются еще вселенские, или родительские, панихиды. Они служатся в особые дни, называемые родительскими субботами.

Отпевание (погребение) - совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, называемый в просторечии отпеванием из-за обилия песнопений. Отпевание совершается над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа. Чинопоследование отпевания совершается священником в храме. После Евангелия читается разрешительная молитва, в которой Церковь освобождает новопреставленного от всех клятв, запрещений и  проклятий и молится о прощении грехов  усопшего. Молитва вкладывается в правую руку покойного, на голову надевается венчик с молитвой « Святый Боже…». После прощания  с усопшим лицо его закрывают покрывалом и крестообразно посыпают освященную землю, т.е. « предают земле».

Если человек умер давно, но его не отпевали, то следует отпеть заочно.  Чин заочного отпевания – такой же, только совершается без покойного.  Земля, разрешительная молитва и венчик отдаются родным, и они сами по благословению священника завершат погребение на кладбище.

Моления о живых и мертвых совершаются только по крещеным в православной вере христианам.

 

     Также Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение икон и нательных крестов обычно происходит в храме во время водосвятного  молебна, до начала богослужения  или после него путем совершения соответствующего молитвенного последования и троекратного окропления освященной водой (икону или крестик необходимо заранее передать священнику непосредственно или через прислуживающих в храме). В соответствии с традициями различных храмов, церковнослужители могут просто  передать икону или крестик священнику для освящения, или  предложить вам отдельно заказать водосвятный молебен.  Иконы и нательные кресты освящаются в случае, если они были куплены не в храме, вновь написаны или изготовлены, а также подвергались обработке или реставрации.

Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения – яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома и автомобиля. Чин освящения дома (квартиры) состоит из особых молитв, когда священник призывает благодать Святого Духа на освящаемую воду, которой кропится жилище, ставит на четырех стенах дома печати (изображение Животворящего Креста) и помазывает их освященным елеем. Он молится о здравии всех благочестно живущих в доме и призывает на них Божественное благословение.
Освящение жилья имеет смысл при условии, если семья, живущая в этом месте, ведет церковную жизнь, приступает к церковным Таинствам, имеет постоянного духовника, то есть освящает уже свой дом собственной благочестивой жизнью.

Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. В молитвах мы просим, чтобы Господь приставил ангела-хранителя и защитил нас от разнообразных опасных случаев, которые могут случиться на дороге, а также от разных людей и сил зла.

Освятить  квартиру или машину можно в любой день, предварительно договорившись об этом со священником.

 

 

 

Заполните форму требы