Таинство –
это священное действие, через которое невидимым образом подается человеку
Благодать Святого Духа или спасительная сила Божия. Все таинства Церкви
установлены самим Её Основателем –
Христом Спасителем. По учению Церкви, Таинства совершает Сам Господь посредством
молитвы и действий священника. В этот момент материальные предметы, не
изменяясь внешне, получают иную сущность, становятся вместилищем бытия мира
иного. Например, хлеб и вино в Таинстве Евхаристии преобразуются в Тело и Кровь
Христа. Название «таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:
По какому признаку Таинства выделены из всей полноты
мистической жизни Церкви? Ведь в духовной жизни всё таинственно. И во время
освящения воды или дома тоже действует таинственная сила благодати Божией. Но
только в Таинствах благодать Божия, преображая материю, воздействует на самого
человека.
Таинство
Крещения - это первое Таинство, с которого начинается
христианская жизнь человека, духовное рождение в новую жизнь, в Царство Божие.
По катехизису святителя Филарета Московского «Крещение есть Таинство, в
котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием
Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и
возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Аще
(если) кто не родится водою и Духом, не может внити (войти) во Царствие
Божие» (Ин.3:5)».
Таинство
Крещения установлено
Самим Господом Иисусом Христом, и его
можно назвать основополагающим Таинством для христианина.
Перед Своим
Вознесением Христос повелел ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя
их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их
соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь ( Мф.28,19-20).
Крещение
- сознательный выбор жизни со Христом.
В раннехристианские времена не все люди, исповедовавшие Христа,
торопились принять Святое Крещение. В Таинстве Крещения человек освобождается
от всех своих предыдущих грехов, поэтому люди старались креститься как можно
позже. Но нередко случалось и так, что человек внезапно умирал прежде Крещения,
поэтому от такой практики вскоре отошли и появилась традиция крестить
младенцев. Крещение младенцев совершается по вере родителей и восприемников( крестных), которые несут ответственность за
воспитание ребенка в Православной вере, поскольку сам ребенок ещё не может
сделать сознательный выбор. В чине
Крещения восприемники произносят за
ребенка молитву «Символ веры» и отрекаются от сатаны, тем самым свидетельствуя
о собственном христианском мировоззрении
и готовности воспитывать ребенка по-христиански. У каждого младенца, принимающего Таинство
Крещения, должны быть крестные, или хотя бы один крестный: для мальчиков- мужчина, для девочек- женщина. Они обязательно
сами должны быть крещеными и перед Таинством пройти огласительные беседы по
азам Православия.
Взрослый
человек, желающий креститься, должен
иметь представление о важнейших составляющих Православной веры и, по
возможности, знать основные молитвы. Для совершения Крещения и детям, и
взрослым нужно иметь: крестик, крестильную рубашку, большое полотенце.
Сразу же за Крещением следует другое очень важное
Таинство, которое совершается один раз в жизни человека - Таинство Миропомазания., составляющее неотъемлемую часть крещального
священнодействия.
Миропомазание
– Таинство, в котором верующему при помазании освященным
миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и
укрепляющие в жизни духовной. После погружения в купель священник крестообразно
помазывает лоб крещаемого, грудь, глаза, уста, уши, руки и ноги- для освящения
всей последующей жизни христианина.
Но на
протяжении всей своей жизни человек совершает множество мелких и тяжких грехов
и отпадает от Церкви, поэтому каждому человеку необходимо Таинство Покаяния. В своих домашних молитвах человек тоже может
каяться, но получить отпущение грехов можно только через священника. Покаяние – Таинство,
в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении)
прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом
Христом. Святые Отцы Таинство Покаяния( Исповеди) называют « вторым крещением». В нем к нам
возвращается та благодать и чистота, которые были даны каждому человеку в
крещении и оказались утрачены им через грехи. Приготовление к Исповеди состоит
в осознании своих грехов и чистосердечном раскаянии в них с твердым намерением
стараться в дальнейшем жить по Закону Божию. Таинство Исповеди совершается в храмах утром в
день служения Божественной Литургии или
накануне вечером.
Для укрепления нашего духа в благочестии и
добродетелях недостаточно одного покаяния. Преподобный Серафим Саровский
говорит, что возрождение души совершается через два таинства: « через покаяние и
совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими
Тайнами Тела и Крови Христовых». По обычаю Церкви за Таинством Покаяния следует Таинство Причащения. Таинство Причащения (Евхаристия) пришло к нам
непосредственно из евангельских времен: первое Таинство Евхаристии
было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная
Вечеря Господа с учениками-апостолами.
Причащение –
Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь
Христовы для Вечной Жизни. Основой подготовки к Таинству Причащения
является покаяние, а также пост и молитва. Перед Причастием положено три дня поститься, а в
день Причастия с 12 часов ночи ничего не есть и не пить, т.к. причащаться можно
только натощак. Желательно по возможности посещать богослужения в храме и более
прилежно молиться дома. Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении
и прочитать дома Последование ко Святому Причащению, каноны покаянный,
Богородице и Ангелу Хранителю. Всё это настраивает душу на духовный лад и подготавливает её к
встрече со Христом.
Есть и еще одно Таинство исцеления тела и души
- Елеосвящение, или Соборование. Елеосвящение – Таинство, в котором при помазании тела елеем
призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
У первых христиан оно совершалось преимущественно над тяжелобольными, но когда
возникла практика строить при храмах больницы - совершение Таинства
Елеосвящения переместилось в Церковь. Сейчас в храмах Соборование совершается
преимущественно Великим постом, который является временем сугубого покаяния и
участвуют в нем не только тяжелобольные, но и здоровые - для очищения своей
души от всех грехов, забытых и неосознанных. Подготовкой к этому Таинству
является Исповедь, которая совершается в храмах накануне.
Брак – Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании
женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их
супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается
им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского
воспитания детей. Церковный брак - это соединение двух людей в единое
целое, таинственное событие, происходящее не только на земле, но и «на
небесах». Поэтому в христианстве семью называют «малой церковью». Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак и
прошел беседу со священником перед венчанием. Для венчания нужно
приготовить: обручальные кольца, венчальную пару икон (Спасителя и
Богородицы),венчальные свечи, рушник( полотенце).В день Венчания жениху и
невесте нужно прийти к началу Божественной литургии, исповедаться и
причаститься Святых Тайн.
Священство – Таинство, в котором Дух Святой правильно
избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать
Таинства и пасти стадо Христово. Пасти Церковь – значит, наставлять людей в
вере, благочестии и добрых делах. Таинство Священства совершается только над православно
верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже
церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или
принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной
иерархии.
Для того, чтобы питать жизненные силы человека,
необходимо постоянное общение с Богом – Источником Жизни. Все Таинства – это
именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а
единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств
священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом.
Многообразны
ситуации, в которых нам требуется Божия помощь. Зная потребности человека,
Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше.
Они получили название треб – так как совершаются по требованию верующих.
Каждый день в православных храмах по окончании
утренних служб священники совершают требы. Самые распространенные требы, или обряды,
это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома, машины, всякой вещи.
Моление о живых (о здравии) называется молебном.
Молебен – особое
богослужение, при котором верующие просят Господа и Его святых о ниспослании
милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны
принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или
в особо установленное время, обычно они совмещаются с чином малого освящения
воды. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или святым (Акафист – богослужебное
поэтическое произведение, в котором прославляется и восхваляется то событие или
лицо, которому оно посвящено.
Об умерших (за
упокой души) Церковью совершаются панихиды
и отпевания.
Панихида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, состоящее
из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Завершающая часть панихиды называется литией.
Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться
на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.
Первую панихиду по
усопшему можно заказать еще до отпевания. Затем полагается служить панихиды в
третий, девятый и сороковой дни.
В третий день
Церковь вспоминает трехдневное воскресение Иисуса Христа и молит Спасителя
воскресить умершего для будущей блаженной жизни.
В девятый день
Церковь просит Господа,чтобы
Он причислил новоперставленного к угодникам Божиим,
которые разделены, как и Ангелы, на девять чинов.
В сороковой день Христос вознесся на небо. Церковь просит, чтобы и умершего Господь
вознес в небесные обители.
В годовщину смерти
тоже полагается отслужить панихиду, поскольку это -день нового рождения для
вечной жизни. Совершаются панихиды и в
дни рождения и тезоименитства усопшего. Кроме панихид по отдельным усопшим,
Церковью совершаются еще вселенские, или родительские, панихиды. Они служатся в
особые дни, называемые родительскими субботами.
Отпевание (погребение) - совершаемый священником заупокойный богослужебный
чин, называемый в просторечии отпеванием из-за обилия песнопений. Отпевание
совершается над всеми православными христианами, если только при жизни они не
отреклись от Христа. Чинопоследование отпевания совершается священником в
храме. После Евангелия читается разрешительная молитва, в которой Церковь
освобождает новопреставленного от всех клятв, запрещений и проклятий и молится о прощении грехов усопшего. Молитва вкладывается в правую руку
покойного, на голову надевается венчик с молитвой « Святый
Боже…». После прощания с усопшим лицо
его закрывают покрывалом и крестообразно посыпают освященную землю, т.е. « предают
земле».
Если человек умер
давно, но его не отпевали, то следует отпеть заочно. Чин заочного отпевания – такой же, только
совершается без покойного. Земля,
разрешительная молитва и венчик отдаются родным, и они сами по благословению
священника завершат погребение на кладбище.
Моления о живых и мертвых совершаются только по
крещеным в православной вере христианам.
Также
Церковь своими последованиями освящает весь уклад
человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу,
которую вкушаем. Освящение икон и нательных крестов обычно происходит в храме
во время водосвятного молебна, до начала
богослужения или после него путем совершения соответствующего
молитвенного последования и троекратного окропления
освященной водой (икону или крестик необходимо заранее передать священнику
непосредственно или через прислуживающих в храме). В соответствии с традициями
различных храмов, церковнослужители могут просто передать икону или крестик священнику для
освящения, или предложить вам отдельно
заказать водосвятный молебен. Иконы и нательные кресты освящаются в случае,
если они были куплены не в храме, вновь написаны или изготовлены, а также
подвергались обработке или реставрации.
Освящение пищи бывает по определенным дням, например,
накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения – яблоки и
другие фрукты.
Существует чин освящения дома и автомобиля. Чин
освящения дома (квартиры) состоит из особых молитв, когда священник призывает
благодать Святого Духа на освящаемую воду, которой кропится жилище, ставит на
четырех стенах дома печати (изображение Животворящего Креста) и помазывает их
освященным елеем. Он молится о здравии всех благочестно
живущих в доме и призывает на них Божественное благословение.
Освящение жилья имеет смысл при условии, если семья, живущая в этом месте,
ведет церковную жизнь, приступает к церковным Таинствам, имеет постоянного
духовника, то есть освящает уже свой дом собственной благочестивой жизнью.
Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь,
Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое
приносит не только материальную, но и духовную пользу. В молитвах мы просим,
чтобы Господь приставил ангела-хранителя и защитил нас от разнообразных опасных
случаев, которые могут случиться на дороге, а также от разных людей и сил зла.
Освятить квартиру или машину можно в любой день,
предварительно договорившись об этом со священником.