vtem news stack

«Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…».В Никитском храме г.Калуги были совершены вечерние богослужения с чтением Великого покаянного Канона преподобного Андрея Критского

Вечерами понедельника, вторника, среды и четверга (18, 19, 20 и 21 марта 2024 года) 1-й Седмицы начавшегося Великого Поста, в храме в честь Рождества…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги воскресным днём были совершены Богослужения заключительной подготовительной Седмицы Великого Поста.

16 марта 2024 года, вечером, в канун заключительной подготовительной недели Великого Поста-Недели сыропустной, в которую вспоминается изгнание праотце…

Подробнее...

vtem news stack

Воскресные Богослужения Недели Торжества Православия совершены в Никитском храме г. Калуги

23 марта 2024 года, субботним вечером, в канун 1-й Седмицы Великого Поста, Недели Торжества Православия, и в канун дня памяти святителя Софрония, патр…

Подробнее...

vtem news stack

Первые великопостные Литургии Преждеосвященных Даров совершены в Никитском храме г. Калуги

20 и 22 марта 2024 года, в среду и пятницу 1-й Седмицы Великого Поста, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги были совер…

Подробнее...

vtem news stack

Уставные богослужения первых дней Великого Поста были совершены в Никитском храме г. Калуги

Утром 18, 19 и 21 марта 2024 года, в понедельник, вторник и четверг 1-й Седмицы Великого Поста, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитс…

Подробнее...

Память святого пророка Божия Илии молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги.

02 августа Православная Церковь молитвенно чтит память святого ветхозаветного пророка Божия Илии Фесвитянина.

01 августа 2022 года, вечером понедельника, в канун памятного дня, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение, служение которого возглавил настоятель храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и  иерея Максима Картуесова.

02 августа 2022 года, утром вторника, протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого, за которой, на Апостольском чтении, был зачитан отрывок из «Соборного послания святого апостола Иакова» (Гл.5, ст.10-20), где  апостол констатирует неизбежность регулярного и устойчивого столкновения со злом всякого человека, который решится пойти по пути веры, а в качестве эталонного примера он призывает обратить внимание на пророков Ветхого Завета: эти люди сами не совершали ничего плохого, они лишь провозглашали волю Божию, и за это они подвергались различным притеснениям, гонениям, оскорблениям, многие из них закончили свою жизнь насильственной смертью, и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.04, ст.22-30),содержащий  разговор Иисуса Христа с людьми, среди которых Он вырос, разговор очень напряжённый, закончившийся попыткой убить Спасителя, в котором Он упоминает вспоминаемого нами сегодня пророка Илию.

 

На Сугубой ектение за Богослужением отец-настоятель вознёс Молитву о восстановлении мира на Украине и сугубую молитву о здравии недужных (болящих).

По  совершении Таинства Причастия перед иконой пророка Илии совершался Водосвятный Молебен.

***

Слово в день памяти пророка Илии.

Лк. 4: 22-28.

В словах Христовых, обращенных к иудеям, которые мы сегодня слышали за богослужением, есть очень печальная истина: нет пророка в своём отечестве. Те люди, которые были призваны Богом стать Его народом, обещали быть Его детьми, в реальности отказываются служить и фактически от Него отрекаются. На место Бога в своей жизни они поставили богов земных – кумиров, материальное благополучие, здоровье.

В нашей стране тоже 80 % людей – крещённые, и формально они от Бога не отрекались. Но фактически получается так, как в семье, где муж с женой не живёт, детьми не занимается, семьёй не интересуется: вроде официально и не разведены, а живой связи нет. Подобное происходит и в отношениях с Богом. 

Что мы, и верующие в том числе, желаем друг другу в первую очередь? «Главное – здоровья!» Бесспорно, это важно, и здоровье нужно беречь, но наша земная жизнь измеряется несколькими десятками лет, а потом, сколько его не береги, хоть сердце себе семь раз пересаживай, всё равно, конец ей придёт.

Жизнь даётся нам на время, чтобы мы разумно использовали это богатство. Получив зарплату, никто из нормальных людей не станет прятать её под диван, а потратит на что-то важное: пищу, одежду, жильё, и т. д. Так и в нашей жизни: есть важнейшие ценности, которые мы должны приобрести – живая связь с Богом, бессмертие и жизнь вечная. И мы можем, конечно, всё пропить-прогулять, но каким тогда будет итог нашей земной жизни?

Говоря об этом, Христос указывает на давний пример Ильи пророка, который жил примерно за 900 лет до Рождества Христова. Вследствие того, что народ израильский, призванный служить Богу и явить миру Мессию – Христа, единственный, который имел чистую веру, фактически от Бога отказался, стал служить греху, Господь наказал его засухой. Бедствие длилось три с половиной года, всё было выжжено, наступил голод, и что же? Ничего! Никакого покаяния.

Так и сейчас: болеет много людей, и эпидемия, которую, конечно, определенные структуры используют в своих политических и экономических целях, продолжается. Так что же, народ покаялся? Единицы! А большинство – попрятались по своим домам, закрылись от всех и говорят, что «главное – здоровье»! Однако панический страх только увеличивает масштабы смертности! Нужно жить, уповая на волю Божию, тогда Господь позаботится о нас и укрепит даже в земной жизни.

Обратимся к истории, описанной в Ветхом Завете в 17-ой главе 3-ей Книги Царств. Весь народ тогда также находился в бедственном положении – переживал страшную засуху. Господь, желая спрятать от гнева царя пророка Илию, который говорил «об истинном Боге, истинной вере, истинной жизни» послал его в неподвластную тому языческую землю, к бедной вдове: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя (3 Цар. 17:9), среди израильтян достойных не нашлось.

Возникает вопрос, как Господь мог что-то повелеть женщине, которая не имеет истинной веры, не молится Ему, не знает Священное Писание? Очевидно, Он видит её доброе сердце и то, что она будет заботиться об Илии. 

Вера действует любовью! Она становится действенной и живой, когда человек любит. Он может пока не знать Бога, но уже быть близко к Нему. А значит, между Богом и человеком может возникнуть доверие.

Когда Илия пришёл к воротам города Сарепты, он увидел женщину, которая собирала дрова. Вдовы тогда были самыми незащищенными – и социально, и юридически, и экономически. Муж умер, она как-то трудилась, и они с сыном с трудом выживали.

Когда Илия окликнул её, женщина поняла по его одежде, что этот иностранец – пророк. Она знала, что иудеи веруют во Единого Бога. Язычники тоже поклонялись своим богам, но понимали, что даром им не нужны, как высоким чиновникам: пока взятку не дашь, внимания не обратят. 

Илья просит вдову принести ему воды, и женщина идёт домой за сосудом, чтобы достать её из колодца. Не каждый из нас, наверное, согласился бы так поступить, а она спокойно идёт.

Но он кричит ей вслед, чтобы вынесла ещё и кусок хлеба, на что вдова отвечает: жив Господь Бог твой! У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. Они голодают, достигли крайней степени истощения. Однако Илия в ответ говорит: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Фактически, Илия просит незнакомую вдову отдать ему последний кусок хлеба, в надежде, что Бог Израилев потом поможет. Какое нужно иметь сердце, чтобы поверить в это? Кто смог бы отдать все своё пропитание чужому человеку, ради Бога, которого не знает? А она пошла и сделала, как он сказал, и обещанное сбылось: и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию (см. 3 Цар. 17:12-16). Вроде бы видимо Господь ничего ей не дал, но каждый раз, когда брали горсть муки и немного масла, столько же оставалось и они могли прокормиться. 

Почему это стало возможным? По вере этой женщины! Потому, что было совершено доброе дело: она отдала просившему всё, что имела, ради Бога. У нас есть Евангелие, таинства, церковная жизнь, но разве что-то подобное часто происходит?

Они смогли пережить голодное время, но случилась другая беда – заболел и умер сын хозяйки дома. Удивительна реакция женщины: и сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего (3 Цар. 17:18). Она не упрекает никого, не говорит: «Я тебя кормлю, пою, так за что же мне такое?», а признает смерть сына следствием своих грехов! Никакого ропота: «Я знаю, что это из-за моих грехов, просто ты мне это показал». Насколько она оказалась способна к покаянию и пониманию того, что наши беды действительно часто случаются от наших грехов!
Илия был очень предан Богу, и обратился к Нему с молитвой в надежде, что Он не откажет и сотворит чудо: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И молитва была услышана: возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно (см. 3 Цар. 21-24).

Чудо стало возможным, потому что эта язычница, не знавшая истинного Бога, жизнью своей оказалась Ему верна, и что Господь ни поручал ей, всё исполняла, отзываясь всем своим сердцем. И мы видим, что хотя она не была богата, с Божьей помощью пережила засуху и голод. Господь дал необходимое – «хлеб насущный», а видя её, пусть незрелую, но искреннюю веру, милосердие, помог преодолеть и другую жизненную катастрофу – воскресил сына. Конечно, после этого она обрела веру во всей полноте.

Это язычница сделала, а богоизбранный народ израильский страдал от бед, как и мы страдаем. Да, формально мы – православные, имеем веру самую чистую и правильную, а есть ли она в нашем сердце? Мы имеем самый сильный источник благодати Божьей, а кто к нему идёт?

Конечно, и сейчас есть такие люди, которые в бедах и трудностях начинают понимать, что они происходят неслучайно, и бороться с ними нужно именно покаянием, исправлением жизни своей, чтобы милость Господня была с нами.

По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), – говорит Христос. Но не по теоретической вере в истинность Евангелия, а проявляя стремление жить словами Христовыми, любовь в сердце пробуждать к Богу и к людям! Тогда мы сможем и сами пройти все испытания, и ближним помочь. На это нам указывает сегодняшнее богослужение в честь пророка Божьего Илии. Аминь.

Протоиерей Борис Балашов.

По материалам сайта www.правклин.рф.

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 270 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте