vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги молитвенно почтили Пресвятую Богородицу за особыми Богослужениями в канун и в сам день субботы 5-й Седмицы Великого поста

Пятничным вечером, 19 апреля 2024 года, в канун субботы 5-й Седмицы продолжающегося и уже приближающегося к своему завершению Великого поста, именуемо…

Подробнее...

vtem news stack

В Центре «Достояние» прошло очередное заседание Пленума Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов

18 апреля 2024 года в ДПИКЦ "Достояние" прошел Пленум Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, на котором приняли в ряды союза…

Подробнее...

vtem news stack

Вопросы демографии в Калуге обсудили на круглом столе «Будущее Калужского края в детях»

15 апреля 2024 года, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, Общественная палата Калужской области совместно с Комиссией по бла…

Подробнее...

vtem news stack

Воспитанники Центра « Достояние» приняли участие в фестивале великопостной духовной музыки « Что ты спишь, душа моя…»

16 апреля 2024 года воспитанники действующей при ДПИКЦ "Достояние" студии фольклора «Параскева» приняли участие в фестивале великопостной духовной муз…

Подробнее...

vtem news stack

Настоятель Никитского храма г. Калуги принял участие в очередном заседании Архиерейского совета Калужской митрополии, которое возглавил Митрополит Калужский и Боровский Климент

14 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Архиерейского совета Калужской митрополии.В состав Совета входят: Высокопреосвященнейший Климент ми…

Подробнее...

vtem news stack

Подвиг святой преподобной Марии Египетской и память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги

Вечером среды, 17 апреля 2024 года, в канун четвертка Великого канона, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совер…

Подробнее...

vtem news stack

Центр «Достояние» стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса «Бинокль», посвященного году семьи

Воспитанники театральной студии «Верю!» ДП ИКЦ «Достояние» стали лауреатами 2 –й степени 4-го Всероссийского театрального фестиваля сатиры "Бинокль",…

Подробнее...

В Никитском Храме молитвенно почтили память святого преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей.

09 сентября Православная Церковь молитвенно чтит память священномученика Кукши Печерского.

08 сентября 2021 года, вечером среды, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено  Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, служение которого возглавил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин, которому сослужили иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.

На Полиелее, за Утреней, священнослужителями и коллективом Храма было пропето величание святому Кукше:

«Величаем тя, священномучениче Кукше, и чтим честная страдания твое, яже за Христа претерпел еси».

По завершении чтения Святого Евангелия, отец-настоятель совершил помазание верующих освященным елеем, был роздан освященный за Литией хлеб.

09 сентября 2021 года, в сам памятный день, в четверг, в Храме было совершена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоустого, по окончании которой в часовне у Никитского Храма, освященной в честь священномученика Кукши, был отслужен праздничный Молебен.

 

***

В день памяти преподобного священномученика Кукши, просветителя Вятичей.

900 с небольшим лет тому назад, только что крестившаяся Русь, претендовала на то же воздаяние, что и народы, ранее пришедшие к христианству. Буквально принимая евангельские слова из притчи, что “Будут последние первыми, и первые последними”, русские летописцы не сомневались в том, что Господь, вспомнил о Руси и приблизил ее к Себе именно “в последние времена” и проявил тем самым особую заботу о Своей русской пастве. Поэтому распространение христианской веры “от края и до края” Русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла, достойным завершением всей мировой истории и последним значимым событием, которое должно было предшествовать Второму пришествию Спасителя. И эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом за судьбы мира влекли православных миссионеров в области, населенные язычниками, в самые отдаленные уголки Русской земли.

    К началу XII века язычество еще оставалось религией значительного числа жителей древней Руси. Не только в глухих уголках Ростовской или Муромской земель, но и в южной, более развитой части Русского государства сохранялись настоящие заповедники почти нетронутого язычества. Вспышка языческого оживления проявилась в активности волхвов. Сущность их взглядов составляла чудовищную смесь язычества и христианства. Они часто возмущали народ своими речами, но княжеская власть была достаточно лояльна к проявлениям языческим в народе, если только они не перерастали в смуту.

   В одной летописи повествуется, что в 1071 году в Великом Новгороде появился один волхв и, притворяясь богом, многих обманул, чуть не весь город. Он говорил: «Предвижу все» и, хулил веру христианскую, уверял, что перейдет по реке Волхов перед всем народом. И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение, встал и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?». Тот ответил: «Знаю все». И сказал Глеб: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?» – «Чудеса великие сотворю», – ответил волхв. «Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертвым, и люди разошлись».   И смута закончилась.

    Таких известий о кровопролитных стычках с волхвами в летописи встречается только три, в целом же, княжеская власть не предпринимала особых усилий для того, чтобы язычество уничтожить. И в этой ситуации ревность о Правде Божией и бесстрашие проявили великие православные миссионеры-подвижники.

    В эти времена в пределах Ростовского княжества проповедовал преподобный Авраамий, будущий основатель Ростовского Богоявленского монастыря; именно ему, а не представителям княжеской администрации, пришлось уничтожать изваяние языческого бога Велеса, которому открыто поклонялись местные жители. Приблизительно в то же время с язычеством в Муроме столкнулся благоверный князь Константин Муромский. Среди жителей финно-угорского населения Северо - Востока Руси проповедовал святитель Леонтий, епископ Ростовский, и принял мученическую смерть от волхвов. В глухие вологодские леса ушел из Киева постриженник одной из киевских обителей преподобный Герасим, основатель вологодского Троицкого монастыря. Русские иноки достигали с проповедью Слова Божия и Половецкой степи, и мусульманской Волжской Булгарии. В ряду славных русских миссионеров-просветителей, мы чтим сегодня память просветителя вятичей – преподобного Кукши Печерского.

   Вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше других сопротивлялись власти киевских и других князей. Они позже многих других были обращены в христианскую веру. Не было славянского племени, причинившего больше хлопот первым русским князьям, чем вятичи. Киевские князья неоднократно ходили на вятичей, желая приумножить территории, и закрепиться на них, распространить свои культурные традиции и веру.    

Эти племена во всем новом  подозревали угрозу своему существованию. Языческая вера была основой жизни и мировоззрения вятичей, поэтому принятие христианства напрочь вышибало почву из-под ног, полностью меняло уклад  жизни и отношение к миру. Это был переворот  в сознании. А ведь люди так сжились с языческим укладом, который выражался в не дружелюбности, жестокости, идолопоклонстве, в погребальных тризнах с кровавым  жертвоприношением,  многоженстве,  неграмотности и дикости. Даже арабские летописи упоминают, что вятичи никого к себе не пускали и убивали пришлых. Земля вятичей, затерянная в глухих лесах, считалась жителями других областей малодоступной и опасной. Обычная дорога из Киева в древнейшие русские города Ростов и Суздаль шла окружным путем через Смоленск или верховья Волги. Мало кто из путешественников отваживался проехать через опасные леса вятичей. Былинный богатырь Илья Муромец, проехал по прямому пути из Мурома в Киев через наши «дикие места». Это было настолько невероятным для того времени, что по былинному преданию киевляне осмеяли Илью Муромца, когда тот сообщил им о путешествии через «страну на замке». И не поверили бы, не предъяви им богатырь в доказательство – Соловья-разбойника. Вероятно вятичи, как люди лесные, устраивали засады на деревьях, прячась в вековых дубах, обороняясь и нападая сверху, при этом подавая свистом сигналы друг другу.      

   Христианство проникало в эти области еще до появления  Кукши,  однако, если и удержалось здесь, то лишь в некоторых городах. В сельской же местности  безраздельно господствовало язычество, а потому проповедники неизбежно должны были столкнуться с великими трудностями и открытым сопротивлением со стороны местного населения. Но  также велики были решительность  и мужество Кукши,  ибо существует версия, что он – сам был вятич.

    Он крестил, обращая вятичей в христианскую веру силой убеждения.  Предсказаниям и фокусам волхвов  он противопоставил истинные чудеса. Известно, что язычники непременно ждут от проповедников новой для себя религии неких поражающих воображение чудес – и, как правило, эти ожидания сбываются.  Действительно, он не только вызвал спасительный для посевов дождь, но и иссушил некое озеро, а еще “прогнал бесов” (то есть исцелил бесноватых и ниспроверг изваяния языческих богов) и “много других чудес сотворил”, подобно библейскому пророку Илье, некогда посрамившему жрецов Вааловых – этих исторических предшественников вятичских волхвов. 

   Пребывание Кукши и ученика его Никона среди вятичей говорит, однако о том, что преподобный чувствовал себя среди этого народа в относительной безопасности, а опасность грозила лишь от тех, кто, прельстившись волхвами, ни о себе, ни о своих близких не думали.  Не толпа оголтелых язычников, в порыве преданности язычеству, накинулась белым днем на пришедшего к ним проповедника. Убийцы пришли к преподобному Кукше и Никону ночью тайно. И смерть их была не мгновенной, а претерпели они многие мучения. В завершении изуверы отсекли святому голову. Само ночное глумление – дело темных сил, не принимающих солнечного, или божественного света. Это было проявлением давней кровопролитной войны, которая представляется иногда видимым торжеством диавола над святыми. Но на самом деле, в своем последнем смысле, это война и эта кровь – свидетельство бессилия диавола. Ведь война со святыми только преумножает святость. Славное мученическое воинство угодников Божиих дала Церкви эта война.

  Преподобный Кукша выступил один против заблуждений царивших у вятичей. Один из первых русских монахов отправился к этому народу, и не походы Святослава, а жизнь и смерть преподобного связала вятичей со всей Русской землей. Гроза половцев, Владимир Мономах в поучении детям вспоминал как великий подвиг поход с дружиной на вятичей. Преподобный же Кукша один отправился в неведомые земли, и нашел в дороге ученика и друга и нашел возможность открыть истинную веру дремучему народу. Ведь Сущность монашества не в бегстве от мирских забот, а в поиске в сердце своем тех неизвестных человеку, но известных Богу сил, которые и позволят ему совершить поступок во славу Бога, даже если он и останется не замечен людьми, или не понят. Кукша – один из тех людей, чья жизнь способствовала изменению хода истории. Пройдет всего несколько десятилетий после мученической кончины преподобного – и семена христианского просвещения дадут всходы на вятичской почве. Следующие поколения вятичей и потомки других племен, проживавших на этой территории, уравненные  и сплоченные православной верой, образовали русскую нацию и создали самое большое в мире государство, несмотря на войну диавола со святыми избранными. В конечном итоге, его проповедь, на века определила все содержание нашей истории, превратив Русь из языческой в православную. И ныне мы обращаемся к святому преподобномученику Кукше с молитвой о нашем спасении, о спасении ближних наших, о вразумлении тех, кто находится еще вне церковной ограды, и даже тех, кто ещё сегодня причиняет Церкви страдания.

По материалам сайта

www.archangelmichail.church.ru.

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 53 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте