vtem news stack

Благовещение Пресвятой Богородицы и Крест Христов молитвенно почтили за воскресными богослужениями третьей недели по Пятидесятнице в Никитском храме г. Калуги

Субботним вечером, 06 апреля 2024 года, в канун 3-й Седмицы по Пятидесятнице, Крестопоклонной, и в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы,…

Подробнее...

vtem news stack

В ДПИКЦ «Достояние» прошла лекция из цикла «Всемирная история»: «Византия»

14 апреля в ДПИКЦ «Достояние» храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г.Калуги прошла лекция из цикла «Всемирная история» - «Византия». Лекци…

Подробнее...

vtem news stack

Вопросы демографии в Калуге обсудили на круглом столе «Будущее Калужского края в детях»

15 апреля 2024 года, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, Общественная палата Калужской области совместно с Комиссией по бла…

Подробнее...

vtem news stack

Заупокойные Богослужения второй Родительской субботы Великого поста были совершены в Никитском храме г. Калуги

12 апреля 2024 года, в канун дня поминовения усопших, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено заупокойное…

Подробнее...

vtem news stack

Настоятель Никитского храма г. Калуги принял участие в очередном заседании Архиерейского совета Калужской митрополии, которое возглавил Митрополит Калужский и Боровский Климент

14 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Архиерейского совета Калужской митрополии.В состав Совета входят: Высокопреосвященнейший Климент ми…

Подробнее...

vtem news stack

Подвиг святой преподобной Марии Египетской и память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги

Вечером среды, 17 апреля 2024 года, в канун четвертка Великого канона, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совер…

Подробнее...

vtem news stack

Преподобного Иоанна Лествичника молитвенно почтили за воскресными Богослужениями 4-й Седмицы по Пятидесятнице в Никитском храме г. Калуги

13 апреля 2024 года, в канун недели 4-й по Пятидесятнице, в которую Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника и также чтит память святой преп…

Подробнее...

vtem news stack

У стен Никитского храма г. Калуги состоялось праздничное мероприятие по случаю Благовещения Пресвятой Богородицы

07 апреля 2024 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по завершении Позднего Богослужения, у стен храма состоялось праздничное мероприятие.В…

Подробнее...

Великая суббота в Никитском храме г. Калуги

14 апреля. В Великую субботу в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)  г. Калуги иерей Дмитрий Новиков при диаконе Дмитрии Агулине совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого.

Исповедь принимали: настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин и иерей Максим Коновалов.

Богослужебные песнопения исполнил хор Никитского храма.

За богослужением были прочитаны молитва о мире на Украине, а также молитва о мире на Святой Земле.

По заамвонной молитве было совершено освящение хлеба и вина в центре храма.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Так ныне нам говорит святой апостол Павел в послании к Римлянам, чтение которого мы слышали за Божественной Литургией. На первый взгляд может представиться, что это наставление святого апостола не имеет отношение к Великой субботе, к тем священным воспоминанием, которое совершает Святая Церковь в этот святой день. Но если мы вникнем в смысл и значение того, что связано с субботой вообще в Священном Писании и с тем, что говорит святой апостол Павел, то увидим, что здесь органичная, тесная связь между тем, что говорит святой апостол Павел и тем, что является предметом воспоминания в этот день.

Из Священного Писания мы знаем, что когда Господь сотворил весь мир и завершил создание мира венцом творения — человеком, почил от дел Своих, и этот день был назван субботой, т. е. покоем. Но не только покоем именуется суббота, суббота обозначает осуществление, завершение какого-то дела. Господь завершил творение мира и человека, и этот день был назван субботой, потому что это завершение, не только покой, но и завершение того дела, которое предпринял Господь как Творец.

Что же касается Великой субботы, то она тоже имеет отношение к творению, потому что, когда Господь пришёл в этот мир, то Он, благодаря Своему крестному подвигу, совершил воссоздание человека. В начале миробытия Господь сотворил человека, а в последние дни Своей земной жизни Он воссоздал человека, возродил, даровал ему жизнь, не только бытие, но и благобытие, т. е. то бытие, которое связано с тесным общением с Богом. Господь таким образом завершил в эти священные дни воспоминаний то дело домостроительства, о котором было предсказано на предвечном совете после грехопадения первых людей. И Святая Церковь особо почитает этот день, потому что это не просто суббота, мы называем её Великой субботой, а в молитвословиях и песнопениях этот день субботой называется преблагословенной, потому что в этот день Господь, «уснув, воскреснет тридневный».

Воспоминанием этого события, именно того, что происходило, в Великую субботу Святая Церковь установила совершать Таинство Крещения, потому что крещение и крестные страдания Господа тесно связаны между собою. Святой апостол Павел поэтому ныне в своем послании к Римлянам говорит, что когда мы совершаем крещение, то в крещении мы соумираем со Господом. Крещение — это приобщение к плодам искупительного подвига, который совершил Господь. И поэтому крещение — это возвещение того, что мы принимаем благодарим Господа за то, что Он совершил по Своей неизреченной жертвенной любви «нас ради человек и нас ради спасения». Поэтому Святая Церковь совершала в этот день Таинство Крещения оглашенных, которые готовились к этому Таинству в течение всей Святой Четыредесятницы. И существовали особые баптистерии, в которых совершалось Таинство Крещения. Эти баптистерии находились рядом с храмом.

Ради такого торжества, совершалось богослужение, так же, как и мы сегодня совершаем Божественную Литургию во время которой Святая Церковь установила читать паремии, т. е. чтение Священного Писания Ветхого Завета. Это пророческие писания, которые связаны с прообразами, предсказаниями той искупительной жертвы, которую совершил Господь. И вот как раз во время чтения множества паремий совершалось Таинство Крещения, а затем, когда нужно было читать апостольское чтение, евангельское чтение, то оглашенные, теперь уже новопросвещенные, новокрещенные из баптистерии входили в храм, и в это время все вместе пели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Вот поэтому и мы сегодня тоже воспевали это песнопение, а затем слушали чтение из послания святого апостола Павла, в котором говорится о смысле и значении Крещения. Апостол Павел сегодня поэтому и говорит в этом послании, что мы не только крестимся в смерть Господа, но и становимся новой тварью, новым творением Божиим, потому что мы воссоздаемся благодатью Крещения, наша природа человеческая, некогда поврежденная прародительским грехом, возрождается для новой жизни. Поэтому человек именуется новым творением, почему апостол Павел и говорит, что нужно ходить уже в обновленой жизни, не только обновиться Божественной благодатью, но и стремиться осуществлять свою жизнь в соответствии с тем действием, которое производит благодать на человеческое естество, на человеческую природу. Поэтому святой апостол Павел и заповедует, что необходимо почитать себя мёртвыми для греха, а живыми для Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем. Таким образом, установление церковное, которое связано с Крещением оглашенных в древности, в первые века, имеет важное значение и для нас, живущих в XXI веке, потому что мы не только воспоминаем эти исторические события, связанные с жизнью Церкви, но и должны напомнить себе о наших крещальных обетах, о том, что мы обещали Господу при Крещении, когда крестились во взрослом состоянии. Если же были младенцами и принимали крещение, то восприемники — наши крестные родители давали за нас обетование жить в святости и непорочности, потому что мы отрицались от всякого зла или своими устами, или устами своих восприемников, обещали Господу жить в правде и преподобии истины. Поэтому мы должны помнить о наших крещальных обетах для того, чтобы снова и снова, воспоминая о том, что совершил для нас Господь, с благодарностью Богу за Его воссоздание, за Его возрождение человеческого естества и всех нас, и каждого в отдельности, стремиться к тому, чтобы, как говорится в нынешнем Евангелии, которое мы слушали за Божественной Литургией, стремиться соблюдать всё то, что заповедано Господом.

Аминь.

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 113 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте