vtem news stack

В ДПИКЦ «Достояние» прошел моноспектакль, посвященный 100-летию Булата Окуджавы

23 апреля, в рамках информационно-просветительского проекта «Их именами славится Калуга!», посетителям ДПИКЦ «Достояние» при храме в честь Рождества П…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги были совершены Богослужения 5-й Седмицы Великого поста, посвященной преподобной Марии Египетской

20 апреля 2024 года, в канун 5-й Седмицы Великого поста, которая посвящена житию преподобной Марии Египетской, воспоминанию её подвига, в храме в чест…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги молитвенно почтили Пресвятую Богородицу за особыми Богослужениями в канун и в сам день субботы 5-й Седмицы Великого поста

Пятничным вечером, 19 апреля 2024 года, в канун субботы 5-й Седмицы продолжающегося и уже приближающегося к своему завершению Великого поста, именуемо…

Подробнее...

vtem news stack

В Центре «Достояние» прошло очередное заседание Пленума Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов

18 апреля 2024 года в ДПИКЦ "Достояние" прошел Пленум Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, на котором приняли в ряды союза…

Подробнее...

vtem news stack

Воспитанники Центра « Достояние» приняли участие в фестивале великопостной духовной музыки « Что ты спишь, душа моя…»

16 апреля 2024 года воспитанники действующей при ДПИКЦ "Достояние" студии фольклора «Параскева» приняли участие в фестивале великопостной духовной муз…

Подробнее...

vtem news stack

Подвиг святой преподобной Марии Египетской и память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги

Вечером среды, 17 апреля 2024 года, в канун четвертка Великого канона, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совер…

Подробнее...

vtem news stack

Руководитель социального отдела Калужской епархии поздравил коллектив Калужского медицинского колледжа с 150-летием

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Калужской е…

Подробнее...

vtem news stack

Центр «Достояние» стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса «Бинокль», посвященного году семьи

Воспитанники театральной студии «Верю!» ДП ИКЦ «Достояние» стали лауреатами 2 –й степени 4-го Всероссийского театрального фестиваля сатиры "Бинокль",…

Подробнее...

16 июля паломники храма Рождества Богородицы посетили Свято-Казанский женский монастырь с. Колюпанова Тульской области.

16 июля от Никитского храма состоялась паломническая поездка в Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново, близ старинного города Алексина Тульской области.  Собравшись у библиотеки Никитского храма, группа в количестве 15 человек, помолившись, отправилась в путешествие.  Приехали в святую обитель к  началу Божественной Литургии. После величания, паломники крестным ходом во главе со священством, отправились к источнику блаженной Ефросиньи, где был отслужен молебен святой.  Окунувшись в купальне и набрав воды со святого источника, сев в машину мы направились в город – герой Тулу.

Здесь нас уже ожидал экскурсовод, которая провела нас по территории Кремля  и храма, рассказывала  историю создания этого сооружения, о героическом прошлом и смекалке туляков, защитников Отечества, о кремлевском храме, его росписи, истории. Было очень интересно и познавательно. Погода выдалась прекрасная. И вдоволь насмотревшись и нагулявшись босиком по газонам Кремля, мы поблагодарив нашего экскурсовода Александру, отправились в обратный путь, домой, в Калугу. Не забыв купить для своих близких знаменитых тульских пряников.

 

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей. Однако история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. В начале XVI в. образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Казанской Божией матери. Он существовал до 1779 г. и сгорел от удара молнии. Спасенная  от пожара икона Богородицы находилась в доме местных помещиков Бобрищевых-Пушкиных. Они   ходатайствовали о разрешении построить в Колюпанове новый храм во имя этой же иконы на месте сгоревшего. Храм строился на средства М.А. Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 г. постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом храме в июле 1855 г. погребена блаженная старица Евфросиния Христа ради юродивая княжна Вяземская.

16 июля  1855 года в селе Колюпанове, Алексинского уезда, Тульской губернии, в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой скончалась «неизвестная старица, блаженная Евфросиния Григорьевна». Блаженная старица, отказавшись от мира, тщательно скрывала своё происхождение, но об обстоятельствах из своей жизни сама она случайно упоминала в разговорах с людьми. Так, однажды в Колюпаново приехала из Петербурга её давняя знакомая и 1 марта поздравила ее с днем Ангела. Старица поцеловала ее ласково, но внушительно и строго заметила при этом: «Когда знаешь, так молчи!»

По окончании Смольного института Евдокия Вяземская, происходившая из знатного рода, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II.

Договорились еще с двумя  фрейлинами одновременно оставить мир и провести остальную жизнь в подвигах ради Христа. Они оставили свои платья на берегу большого глубокого пруда, чтобы убедить всех, что они купаясь, утонули. Переодевшись, Евдокия вместе с Марфой Яковлевной Сониной и девицей Соломией в костюмы крестьянок и отправляются странствовать, добровольно приняв вольную нищету и юродство, которое святыми отцами Церкви признается за самое высокое подвижничество.

За время этого странствования старица побывала в нескольких монастырях, где несла разного рода послушания. В монастыре преподобного Феодосия Тотемского, Вологодской губернии она жила на скотном дворе и доила коров, в другом была в просфорне. Так в труде и лишениях и неустанной борьбе со слабостями человеческой природы проводила она годы. Готовая вступить на молитвенный подвиг, Евдокия пришла в Москву к митрополиту Платону, просила помочь укрыться от мира под покровом неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости её решения, отправляет ее в женский Серпуховской Владычний монастырь к игумений Дионисии (1806- 1815 г.) с собственноручным письмом и напутствованным благословением. В документе, предназначенном настоятельнице, она значилась дочерью сенатора. Так, под вымышленным именем «дуры Евфросинии» старица начала свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжала до самой блаженной кончины своей.

Юродство во Христе - это особый, высший вид христианского подвижничества. Юродивые Христа ради отрекались от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним.

Христа ради юродивый на самом деле не безумен; он находится в совершенно здравом уме. Он выглядит как безумный. Казаться безумным – его свободный выбор. Каждый его поступок подчинен высшему смыслу, все его существование подчинено высшему служению, исполнению своего предназначения – явить миру его болезни безумной нетерпимости и тлетворного неверия.

Поселившись сначала в самом монастыре в особой уединенной келлии, блаженная старица была вынуждена покинуть монастырь и поселиться в тесной избушке за монастырской оградой. Здесь каждый предмет ее жизненного обихода составлял часть ее тяжелого добровольного креста. В своей хижине старица держала двух кошек и трех собак — Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам прилетал сюда и ворон, которого матушка кормила. Этот ворон послужил ей. Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно бросил пук соломы с огнем, и келлия загорелась. Старица так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста. Свою убогую келлию юродивая никогда не чистила. Пол был завален остатками пищи животных, которые здесь же, в келлии, и кормились в особом, стоявшем на полу, корытце. Когда наступало время кормить животных, блаженная подходила к корытцу и стучала по нему палкой. Тогда ее любимые кошечки и собачки, слыша знакомый звук и отлично его понимая, в одну минуту собирались около корытца, и старица кормила их, ласково приговаривая: «Кушайте, кушайте, дорогие мои!» Воздух в келлии был страшно тяжелый. Обыкновенному человеку было трудно дышать в этом помещении, которое, кстати сказать, в жару топилось, а зимой почти нет. Как-то, часто наезжавшая к старице из Москвы игумения Евгения Озерова, сказала ей: «Матушка, зачем Вы держите животных? Такой ужасный воздух!» На это блаженная с улыбкой ответила: «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе».

Митрополит Филарет (Дроздов) неоднократно посещал Серпуховской Владычний монастырь и всегда с большим вниманием и уважением относился к юродивой. Старица обыкновенно встречала архипастыря вне монастырской ограды, и когда принимала от него благословение, благоговейно целовала его руку, а святитель в свою очередь лобызал руку старицы. Затем, находясь в монастыре, он много времени проводил в беседе с подвижницей, то прогуливаясь с ней по монастырю, то навещая ее в убогой келлии. При отъезде святителя из монастыря, старица провожала его за святые ворота и здесь принимала от него прощальное благословение. Слава о ее подвигах привлекала к ней множество посетителей и посетительниц. Многие издалека приходили и приезжали навестить великую подвижницу, и она никого не отпускала без слова назидания, часто обнаруживая при этом удивительный дар прозорливости.

В сороковых годах XIX столетия в склоне оврага на месте своих уединенных подвигов блаженная собственными руками ископала небольшой колодезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Больные с верой почерпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов.

Старица исполнена была благих дел и долгих дней. За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни, матушка вышла на крыльцо напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви, и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!»

Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 16 июля 1855 года, в день святого блаженного Иоанна, Христа ради юродивого московского чудотворца, в 3 часу пополудни.

Не плачем сопровождаем смерть святых, - говорит святитель Василий Великий, - но в восторженных ликованиях веселимся при гробах их, потому что смерть для праведных – отшествие их к лучшей жизни.

Так было и здесь: каждый сознательно чувствовал, что хоть старица и умерла, хоть и отошла к Отцу Небесному, но не унесла с собою любви к живым; хоть она и преставилась телом, но духом осталась на земле с пристными ей.

«Стой, смотри и поучайся! – безмолвно говорило окружающим бездыханное тело блаженной старицы Евфросинии… Не ищи же услаждения зрению и слуху, - завтра око смежится и ухо перестанет слышать… Не давай воли рукам и ногам, - завтра свяжет их рука смерти и тебя самого прикует к одру, с которого уже не встанешь… Не желай пышных нарядов и светлых жилищ – завтра вот в какой приготовят тебе дом… Не желай наград и отличий, - они поместятся на время лишь около гроба твоего, как бы посмеиваясь твоему тщеславию. Не привязывайся к земле и ко всему земному, - завтра коса смерти порешит все эти узы, и против воли и желания твоего, пойдешь в дальнюю страну иного мира, где все иное и не напомнит тебе ничем твоих богатств и сокровищ. Бодрствуй и спеши перенестись туда заблаговременно мыслью и сердцем, чтобы в тот час, когда введут тебя в эту область, не оказаться тебе там, словно в чужом месте, незнакомым с тамошними порядками…»

Согласно завещанию старицы, тело её облачено было в монашеское одеяние и положено в простой гроб, а в руки был вложен кипарисный крест и четки. Погребение было торжественное. Литургию совершали три священника, а отпевание совершали шесть священников.

11 июля было её погребение. По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом.

Старица Евфросиния при жизни своей неоднократно предрекала, что в Колюпаново, на месте её подвигов, будет воздвигнута иноческая обитель для желающих посвятить себя на служение Господу.

Святыни монастыря: под спудом мощи блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой подвижницы и прозорливицы, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме во имя иконы Казанской Божией Матери; святой источник блаженной Евфросинии. Многоразличные человеческие недуги душевные и телесные находили и находят благодатное врачевание как у гробницы, так и у колодца старицы.  

Впервые сведения о Ефросинье Колюпановской (Евдокии Григорьевны Вяземской, годы жизни около 1758 - 16.07.1855) собрал и издал ее духовник, настоятель церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Колюпанова Тульской губернии священник Павел Просперов.

 

 

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте