vtem news stack

В ДПИКЦ «Достояние» прошел моноспектакль, посвященный 100-летию Булата Окуджавы

23 апреля, в рамках информационно-просветительского проекта «Их именами славится Калуга!», посетителям ДПИКЦ «Достояние» при храме в честь Рождества П…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги были совершены Богослужения 5-й Седмицы Великого поста, посвященной преподобной Марии Египетской

20 апреля 2024 года, в канун 5-й Седмицы Великого поста, которая посвящена житию преподобной Марии Египетской, воспоминанию её подвига, в храме в чест…

Подробнее...

vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги молитвенно почтили Пресвятую Богородицу за особыми Богослужениями в канун и в сам день субботы 5-й Седмицы Великого поста

Пятничным вечером, 19 апреля 2024 года, в канун субботы 5-й Седмицы продолжающегося и уже приближающегося к своему завершению Великого поста, именуемо…

Подробнее...

vtem news stack

В Центре «Достояние» прошло очередное заседание Пленума Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов

18 апреля 2024 года в ДПИКЦ "Достояние" прошел Пленум Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, на котором приняли в ряды союза…

Подробнее...

vtem news stack

Воспитанники Центра « Достояние» приняли участие в фестивале великопостной духовной музыки « Что ты спишь, душа моя…»

16 апреля 2024 года воспитанники действующей при ДПИКЦ "Достояние" студии фольклора «Параскева» приняли участие в фестивале великопостной духовной муз…

Подробнее...

vtem news stack

Подвиг святой преподобной Марии Египетской и память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги

Вечером среды, 17 апреля 2024 года, в канун четвертка Великого канона, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совер…

Подробнее...

vtem news stack

Руководитель социального отдела Калужской епархии поздравил коллектив Калужского медицинского колледжа с 150-летием

По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Калужской е…

Подробнее...

vtem news stack

Центр «Достояние» стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса «Бинокль», посвященного году семьи

Воспитанники театральной студии «Верю!» ДП ИКЦ «Достояние» стали лауреатами 2 –й степени 4-го Всероссийского театрального фестиваля сатиры "Бинокль",…

Подробнее...

26 августа. Отдание праздника преображения Господня. Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.

 

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви,

и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь;

 и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 - 15).

 

26 августа. Успенский пост. В день отдания праздника Преображения Господня и день второго обретения мощей свт. Тихона Задонского в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено вечернее богослужение. По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении всех клириков храма священника Димитрия Новикова, священника Максима Коновалова, священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове возглавил Таинство Соборования. Перед началом Таинства настоятель рассказал верующим о значении Таинства соборования для православного человека.

 

 

«Из всех священных действий. Которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них верующему христианину сообщается определенная благодать, свойственная именно данному Таинству. В Таинстве елеосвящения (соборование) при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов.

К этому Таинству больной должен быть подготовлен через Таинство покаяния. Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для душевного совершенствования, для большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. В священном писании говорится, что истинным врачом является Бог: Я Господь…целитель твой (исх.15, 26). О прощении грехов в Таинстве соборования пишет великий старец преподобный Амвросий Оптинский: «Сила Таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие». Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы Таинства святого елея», - сказал протоиерей Алексей в своем пастырском наставлении.

 

 

 

Как происходит соборование?

 

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священного Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.

Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью.  На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Своей притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершении Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.

Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам о чудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.

Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.

При каждом помазании читается молитва: "Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего"... Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Вовремя помазывания масло настоятель храма на коленях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, участвующих сейчас в Таинстве Соборования.

Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестообразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.

И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений - читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."

 

 

От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в-третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

 

            ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

 

Первое чтение -  Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

 

Второе чтение - Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

 

Третье чтение - 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

 

В четвертом чтении - 2 Кор. 6, 16-7, 1 - апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, "совершая святыню в страхе Божием".

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53, 4).

 

В пятом апостольском чтении - 2 Кор. 1, 8-11 - апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

 

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира - Царства Небесного. "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий", - призывает Господь в заключение этой притчи.

 

В шестом чтении Апостола - Гал. 5, 22-6, 2 - апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. "Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов", - призывает он.

 

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

 

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте", - взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 58 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте