vtem news stack

В Никитском храме г. Калуги молитвенно почтили Пресвятую Богородицу за особыми Богослужениями в канун и в сам день субботы 5-й Седмицы Великого поста

Пятничным вечером, 19 апреля 2024 года, в канун субботы 5-й Седмицы продолжающегося и уже приближающегося к своему завершению Великого поста, именуемо…

Подробнее...

vtem news stack

В Центре «Достояние» прошло очередное заседание Пленума Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов

18 апреля 2024 года в ДПИКЦ "Достояние" прошел Пленум Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, на котором приняли в ряды союза…

Подробнее...

vtem news stack

Вопросы демографии в Калуге обсудили на круглом столе «Будущее Калужского края в детях»

15 апреля 2024 года, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, Общественная палата Калужской области совместно с Комиссией по бла…

Подробнее...

vtem news stack

Воспитанники Центра « Достояние» приняли участие в фестивале великопостной духовной музыки « Что ты спишь, душа моя…»

16 апреля 2024 года воспитанники действующей при ДПИКЦ "Достояние" студии фольклора «Параскева» приняли участие в фестивале великопостной духовной муз…

Подробнее...

vtem news stack

Настоятель Никитского храма г. Калуги принял участие в очередном заседании Архиерейского совета Калужской митрополии, которое возглавил Митрополит Калужский и Боровский Климент

14 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Архиерейского совета Калужской митрополии.В состав Совета входят: Высокопреосвященнейший Климент ми…

Подробнее...

vtem news stack

Подвиг святой преподобной Марии Египетской и память святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, молитвенно почтили в Никитском храме г. Калуги

Вечером среды, 17 апреля 2024 года, в канун четвертка Великого канона, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совер…

Подробнее...

vtem news stack

Центр «Достояние» стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса «Бинокль», посвященного году семьи

Воспитанники театральной студии «Верю!» ДП ИКЦ «Достояние» стали лауреатами 2 –й степени 4-го Всероссийского театрального фестиваля сатиры "Бинокль",…

Подробнее...

В Никитском храме г. Калуги было совершено чтение Царских часов.

 4 января в пятницу в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги  совершалось чтение Царских часов. Возглавил богослужение настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.

По окончании Часов, перед чудотворной мироточивой иконой Пресвятой Богородицы  «Умиление» (Локотская) был совершен молебен и прочитана молитва Царице Небесной. Далее, настоятель произнес проповедь.

Литургии в этот день не положено. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на воскресенье, совершение Царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу (см. Типикон, 24 декабря, 1-е «зри»; 25 декабря, 2-е «зри»).

 

Ча­сы — служ­бы, спе­ци­аль­но ус­та­но­в­лен­ные для ос­вя­ще­ния оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-ли­бо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.

Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля. Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест. 

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми 

В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в на­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей. 

Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как не­ко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту. 

На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си. Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; ви­зан­тий­скую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри. Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «ве­ли­ки­ми».

Ча­сы во­об­ще пред­ста­в­ля­ют со­бой служ­бу, ко­то­рая пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­жеб­но­го про­сла­в­ле­ния свя­щен­ных вре­мён и сро­ков, со­еди­нён­ных с де­лом на­ше­го спа­се­ния. С ли­тур­ги­че­с­кой то­ч­ки зре­ния Цар­ские Ча­сы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва со­ста­в­ля­ют од­но це­лое с ве­чер­ней это­го дня, ко­то­рая уже яв­ля­ет­ся ве­чер­ней на сам празд­ник Ро­ж­де­ст­ва, что под­чёр­ки­ва­ет не­пре­рыв­ность со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии в со­от­вет­ст­вии с по­ве­ст­во­ва­ни­ем Еван­ге­лия.

В от­ли­чие от все­днев­ных и ве­ли­ко­по­ст­ных ча­сов, Цар­ские Ча­сы вос­хо­дят к «пе­с­нен­но­му по­с­ле­до­ва­нию», ле­жа­ще­му в ос­но­ве Ус­та­ва ве­ли­кой цер­к­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, на бо­го­слу­же­ни­ях ко­то­рой при­сут­ст­во­вал им­пе­ра­тор Ви­зан­тии.

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пят­ни­цу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них. Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы. По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а со­вер­ша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.

Первая часть этого богослужения как бы вводит нас в события грядущего праздника: тут и стихиры, повествующие о тех условиях, в которых родился Спаситель мира, и пророческие чтения о рождении Мессии, и осмысление Рождества апостолом Павлом.

Вторая часть Царских Часов посвящена уже родившемуся Христу и тому новому изменению, которое произошло в мире. В апостольском послании, читаемом за этой частью службы слышим: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

Рождение Спасителя от Девы только лишь один из этапов спасения человечества. Поэтому Церковь, восхвалив Рождество Спасителя во второй части Часов, мысленно двигается дальше, к Кресту и Пасхе — апогею искупительного подвига Христа. Третья часть богослужения посвящена осмыслению того, для чего пришел Христос. Поэтому мы и слышим тут слова пророка Исайи о рождении Эммануила (Ис. 7:14). Называя Спасителя этим нарицательным именем, Исайя указывает на то, что рождение Иисуса Христа в мир приближает на с к Богу и дает нам возможность жить с Богом.

Последняя, четвертая часть службы как бы ставит точку в длинном ряде смыслов и символов богослужения Царских Часов. Апостольское чтение говорит о смысле существования тварного мира и всех событий устроения Богом человеческого спасения — единстве Создателя и созданного.

 

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 114 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте