vtem news stack

11 августа.Неделя 8-я по Пятидесятнице. Мученика Каллиника.

11 августа.Неделя 8-я по Пятидесятнице. Мученика Каллиника. Накануне вечером,в субботу, 10 августа, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитс…

Подробнее...

vtem news stack

14 августа. Праздник Происхождения(изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас.

14 августа. Праздник Происхождения(изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас. Накануне вечером, 13 августа, было совершен…

Подробнее...

vtem news stack

18 августа.Неделя 9-я по Пятидесятнице. Мученика Евсигния.

18 августа.Неделя 9-я по Пятидесятнице. Мученика Евсигния.   Накануне вечером,в субботу, 17 августа, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитс…

Подробнее...

vtem news stack

В Спасо-Воротынском монастыре прошло заседание Круглого стола по работе с инвалидами.

В Спасо-Воротынском монастыре прошло заседание Круглого стола по работе с инвалидами. 9 августа 2019 года в Спасо- Воротынском женском монастыре пр…

Подробнее...

vtem news stack

Очередная встреча представителей Калужского Регионального Отделения "Императорского Православного Палестинского Общества" прошла в Центре "Достояние".

Очередная встреча представителей Калужского Регионального Отделения "Императорского Православного Палестинского Общества" прошла в Центре "Достояние".…

Подробнее...

Таинство Соборования в дни Успенского поста будет совершаться в Никитском храме.

14-08-2019

Таинство Соборования в дни Успенского поста будет совершаться в Никитском храме.

Таинство Соборования в дни Успенского поста будет совершаться в Никитском храме. Дорогие братья и сестры, прихожане храма! Напоминаем Вам, что Таинство Соборования Успенским постом в нашем храме будет совершаться 17 (суббота)...

Читать полностью

С 17 июня и до 23 августа будет проходить Благотворительная акция "Помоги собраться в школу"

01-07-2019

 С 17 июня и до 23 августа будет проходить Благотворительная акция "Помоги собраться в школу"

. Она направлена на сбор школьных принадлежностей для детей из малоимущих и многодетных семей. Пункты приема принадлежностей:  - ДПИКЦ "Достояние" ( ул. Ленина 108 стр. 1)  - Храм Рождества Пресвятой...

Читать полностью

Приглашаем в паломничество на Святую Землю

04-06-2019

Приглашаем в паломничество на Святую Землю

Приглашаем в паломничество на Святую Землю По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитского) г. Калуги паломнической службой храма организуется паломническая поездка на Святую Землю. Даты поездки: 10 -  17 октября Цена – 41900...

Читать полностью

Приглашаем на бесплатные занятия по разнообразным направлениям!

12-09-2018

Приглашаем на бесплатные занятия по разнообразным направлениям!

Приглашаем на бесплатные занятия по разнообразным направлениям! Духовно-просветительский историко-культурный центр «Достояние» приглашает на занятия на безвозмездной основе детей и взрослых по разнообразным направлениям!

Читать полностью

Памятка паломнику

31-12-2015

Памятка паломнику

Уважаемый паломник!   Паломничество всегда было особым подвигом. Странствие, сопряженное с большими трудностями и лишениями, готовило к духовному восприятию святого места так же, как пост готовит к празднику, скажем, к Пасхе или...

Читать полностью

Паломнические поездки на май 2019

24-12-2015

Паломнические поездки   на май 2019

Паломнические Поездки   Расписание паломнических поездок храма Рождества Богородицы (Никитского)                                            12 мая (вс.): -Святыни...

Читать полностью

Никитский храм в социальных сетях

16-08-2015

Никитский храм  в социальных сетях

Никитский храм  в социальных сетях Дорогие наши читатели и прихожане, братья и сестры во Христе, теперь группа Никитского храма есть в социальных сетях:

Читать полностью

Расписание молебнов

13-11-2014

Расписание молебнов

   

Читать полностью

13 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

13 апреля, в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении иерея Олега Плешакова при диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия. На сугубой ектенье возносились особые прошения и молитвы о мире на Украине и единстве Святого Православия. По окончании Божественной Литургии всеми клириками храма было совершено Таинство Соборования. Далее был отслужен праздничный молебен  в завершение которого была прочитана молитва Царице Небесной «Царице моя Преблагая». Далее, отец Алексей произнес проповедь.

Вопрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста пятой седмицы Великого поста породил немало разноречивых точек зрения.

 

Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминания еще о двух чудесных спасениях византийской столицы – от арабов в 672–678 годах (по другим источникам, в 669–675 годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и память о них положена в константинопольских месяцесловах в иные месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в память избавления Константинополя от русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее аргументация не отличается необходимой убедительностью.

Надо признать, что сам акафист Пресвятой Богородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. Так, его текст не содержит даже намека на избавление Византии от захватчиков.

Вместе с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектная референция отличаются наглядной двойственностью. Протоиерей Максим Козлов пишет: «Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1–12), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы 13–24)»[1].

По воззваниям, начинающимся словом «Радуйся», произведение, несомненно, обращено к Богородице. Но многие его строфы адресованы ко Христу, например 11-я («Проповедницы богоноснии»), 12-я («Возсиявый во Египте»), 13-я («Хотящу Симеону»). Более того, в строфе 20 настойчиво подчеркивается мысль, что акафист составлен для прославления Самого Христа: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже содеваем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуия».

По своей форме акафист принадлежит к особому роду древних песнопений – так называемых кондаков. В современных богослужебных книгах от этих песнопений сохраняется обыкновенно лишь по две строфы, известных под названием кондака и икоса. Строфы кондаков, или икосы, связываются каким-либо акростихом. Так, в акафисте акростихом служит алфавит, причем буква «альфа» стоит в строфе «Ангел предстатель». Таким образом, первая вступительная строфа (проимий) – «Взбранной Воеводе» – оказывается вне азбучной структуры, а значит, могла быть составлена не автором акафиста, а кем-либо другим. Как считают некоторые исследователи, данный проимий нужно соотносить с уже упомянутой «осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена»[2].

Рассматриваемый текст содержит два припева: «Радуйся» и «Аллилуия». Такая амбивалентность весьма необычна и побуждает выдвинуть следующее предположение: один припев, начинающийся словом «Радуйся», может стоять лишь после тех строф, в которых содержатся ублажения Богородицы, а «Аллилуия» можно возглашать после всех 24 строф акафиста, даже если изъять из него ублажения. А значит, не исключено, что «Аллилуия» было некогда единственным припевом всего акафиста, а «Радуйся» является позднейшим элементом, внесенным в ходе оригинальной редакции. Именно поэтому он не всегда органично связан с общим содержанием акафиста и довольно сильно затемняет его основную идею и предмет. Они сосредоточены, скорее, не на личности Богородицы, а на прославлении Боговоплощения. Это с наибольшей отчетливостью высказано в строфах 12–18, тогда как первые части являются историческим введением к ним, а последние по большей части повторяют и заключают их.

Но, конечно, акафист прославляет и «одушевленный храм», послуживший таинству Боговоплощения, – Богородицу. Именно поэтому с течением времени нашли нужным усилить в нем прославление Богоматери, внеся в него ублажения Ей. Дополнительным аргументом служит здесь следующее известное обстоятельство: акафист издавна служил кондаком на Благовещение, и нужно полагать, что он предназначался для этого празднества.

Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения.

Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев[3]. Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы.

Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века.

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Меню

Мы в VK.com

Архив новостей

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

3Д Эксурсия

Пожертвовать

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте